Современный портал для детей и родителей

Репетиторы Мастер-классы Наши конкурсы
Партнеры

Авторские игры "Будем в игры мы играть-будем звуки изучать!"

Будем в игры мы играть-будем звуки изучать!Представлены авторские логопедические игры по автоматизации, дифференциации звуков. Материал может быть полезен логопедам, воспитателям при индивидуальной, подгрупповой работе по развитию речи. 

А так же родителям детей, имеющих нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха. Будем в игры мы играть - будем звуки изучать!

Какое слово лишнее?

Бар, дар, бор, хор, тир и тур,

Рак, рот, ров, пар, сор и  бур,

Мэр, пир, шар, рог, вор и шнур.

Что же лишним назовут?

(лишнее слово- « шнур», так как в нём 4 звука).

Помидор, забор, ковёр,

Самовар, боксёр, бобёр,

Мухомор, топор, костёр,

Сыр, ракета и мотор. (лишнее слово- «ракета», так как звук[Р]     находится в начале слова.).

Задание: Найти лишнее слово, объяснить почему оно лишнее? 

Поиграем с «Ши» и «Жи».

Слоги «Ши» и «Жи» играли

И слова всё сочиняли.

Догадайся без подсказки,

Кто придумал эти сказки:

Экипа(жи), камы(ши), блинда(жи) и  шала(ши),

Стела( жи), каранда(ши),эта(жи) и гара(жи),

Вклады(ши), детёны(ши), клави(ши), звёрёны(ши),

Кра(жи), стра(жи) и но(жи), витра(жи) и малы(ши).

Задание: Логопед читает начало слова, а ребёнок договаривает ШИ или ЖИ 

Третий лишний

Вот ваша задача:

Узнать третий лишний

И объяснить почему.

Я долго решала, ответа не знала.

Кто прав -я никак не пойму:

Автобус, троллейбус и остановка,

Заяц, кукушка и клёст,

Кошка, собака, лисица- плутовка,

Клубника, малина и клён.

Картофель, морковка и груша,

Ложка, тарелка и суп,

Света, Сеня и Луша,

Незабудка, фиалка и дуб.

Задание: Логопед читает по строчке, ребёнок объясняет: какое слово лишнее и почему.

Большой- маленький

Превратить большой предмет

Нам поможет в маленький

Озорник  звук [Ж]-

Очень уж удаленький.

Был красный флаг, а стал-…( флажок),

Был белый снег, а стал…

Был синий круг, а стал…

Был жёлтый стог, а стал…

В других словах он пошалили,

И вот какие получил:

Берег-…, друг-…,

Сапог-…, рог- …,

Пирог-…, утюг-… .

Раз, два, три- одним словом назови

Ужонок с ёжиком играли-

Одним словом называли.

Общее слово и ты поищи,

Каждую строчку скорей обобщи:

Туфли, ботинки и сапоги-…,

Сосны, берёзы, дубы-…,

Рябчики, коршуны и глухари-…,

Щуки, форель и сомы-…,

Яблоко, груша, персик, айва-…,

Редька, морковь и перчик -…,

Ноги, шея и голова-….

Бабочка, жук и кузнечик-… .

Задание: Обобщить одним словом каждую строчку.

Съедобное- несъедобное

Вот сухарь, салат и сок,

Мусор, бусы и носок,

Морс, салфетка и сырок,

Оса, поднос и поясок.

Что здесь съедобное - скажи ,

И картинку покажи.

Задание: Дети выбирают картинку с изображением съедобных  продуктов.

Что растением зовут?

Ананас, поднос и нос,

Фикус, ус, утёс и хвост,

Лес, куст, аист, кипарис,

Слива, сосны и ирис.

Что растением зовут?

Какие картинки  нам подойдут?

Задание: Дети откладывают картинки с изображением растений.

Кто что делает? Скажи…

Коса, касса и лиса,

Сом, сова, песок, оса,

Сумка, сокол, волос, нос,

Посуда, соболь и насос.

Кто летает здесь, скажи,

и картинку покажи.

(Возможны варианты:

Кто здесь бегает? Скажи…

Кто живой здесь?  Скажи… и т.д.)

Пропажа

На заборе объявленье-

«Сообщить без промедленья,

Кто вдруг видел:

Утюжок, лыжи, шашки и флажок,

Шубу, шапку и пружинку,

Штангу, парашют, машинку,

Пирожок, штаны, кружок,

Жёлудь, пряжку и шнурок?».

- Что же пишут в обращении?

 В этом странном объявлении?

- Поиграть с разиней- Вовой

 Приходил его дружок!

Задание: Игру можно проводить на этапе автоматизации звуков[Ш], [Ж].

Картинки выкладываются в такой же  последовательности как в    стихотворении, дети повторяют . Можно разыграть как мини – сценку по ролям.

Если брать на этапе дифференциации звуков, то можно предложить детям разделиться на две команды. Одна команда будет искать слова со звуком [Ш], а другая- со звуком [Ж].

Аналогично можно проводить со словами, содержащими звуки [Р] :

Помидор, свёрток, краски и топор,

Трактор, фартук и ватрушку,

Ручку, трубку и Петрушку,

Картинг, грузовик и бурку,

Сыр, карман и кошку - Мурку.

Далее можно предложить детям самостоятельно подбирать названия предметов. 

Кто? Что?

Вот жираф, пожарный, ёжик,

Жук, лягушка, жёлудь, ножик,

Ландыш, ножницы, флажок,

Мишка, уж и пирожок,

Абажур, пиджак, пружина,

Морж, лошадка и машина.

Какой вопрос к словам поставим?

Кто? Или Что? Сейчас узнаем.

Задание: Поставить вопрос КТО? или ЧТО?

Игру можно использовать на этапе автоматизации [Ш],

[Ж]: детям предлагаются картинки в порядке, согласно стихотворению. 

У кого кто есть?

У свиньи есть- поросята,

У гусей шипят-…( гусята),

За лосём бегут-…( лосята),

У совы живут-…( совята),

У лисы в норе- …( лисята),

У аиста есть-…( аистята),

А у страуса есть-…( страусята),

У осла живут-…( ослята),

Со слоном живут-…( слонята).

Задание: дети находят подходящие картинки, называют их. 

Один- много.

Зайка, завод, замки, тазы,

Розы, фазан, козы, язык,

Ваза, глаза, зонтик, арбуз,

Зина, звезда, забор, карапуз.

Нас призывают слова на подмогу,

Нужно узнать, где « один», а где « много».

Задание: Показать с помощью сигнальных карточек: где один предмет, а где –много. 

Кавардак

В детском зоосадике

С утра большой бардак:

Детёныши- проказники

Чинили кавардак!

Решили пошалить они,

И спрятались от мам.

Теперь дорогу не найдут

Они к своим домам.

И ищут их без отдыха:

Лоси (ха), олени (ха), барсучи (ха),

Зайчи (ха), паучи (ха) и крольчи (ха),

Бельчи(ха), страуси( ха) и слони(ха)

Медведи(ца), тигри(ца) и лиси(ца),

Ов(ца), куни(ца), льви(ца) и орли(ца),

Верблюди(ца), волчи(ца) и осли(ца).

На чад своих уж перестали злиться!

Задание: Дети ищут подходящую картинку с изображением мам и называют их.

Игру можно использовать на всех этапах коррекции произношения. 

Раз ,два, три, четыре, пять -будем слог мы добавлять!

[СЫ ]

Говорить начну я слово,

А ты слог добавляй.

Проговаривать  чётко

Никогда не забывай!

[СЫ ]

Бу…,поло…, колба…,

Плак…, вак…и терра… ,

Ве… , рель…и ча… ,

Гримас… , касс… и ве… .

[ЗЫ]

Шлю… ,гро… и зано… ,

Вя… , гру… и мимо… ,

Ко… , ро… и  моро… ,

Водола… и бере… .

[Ца ]

Мельни…- больни… ,

Кури… - води… ,

Кузни… - тепли… ,

Горли… - певи… ,

Ули…- грани… ,

Умни…- пшени… .

[Шка]

Ми…, мы…, Ма…, му…,

Мо…, ко…, ка…, ду…,

Па…,пы…, опу…,

Кры…,бабу…,поду….

[За ]

Кидать- закидать,

Носить-…,

Колоть-…,

Купить- …,

Помнить-…,

Медлить-…,

Квасить-…,

Бегать-…,

Бить-…,

Лить-…,

Петь-…,

дать-… .

Задание: Логопед произносит начало слова- ребёнок договаривает.

Поймай звук

Как услышишь звук в начале,

Так в ладоши хлопни,(ногою топни)

Чтоб слова все прозвучали

Понятно, чётко ,громко!

Каша, афиша, галоша, малыш,

Кошка, квакушка, пушка, глупыш,

Шуба, ватрушка, шляпа, камыш,

Шпора, машина, чашка, голыш.

Аналогично:

  • Как услышишь звук в конце…
  • В середине звук услышишь…

Задание: Логопед читает слова-дети хлопают( топают, поднимают карточку , выполняют какое-либо движение и т.д., согласно заданию).

«Заменялки»

Буду слово называть,

А ты первый звук менять:

Лук- жук,                  бурчать-…,

Зал-…,                     болеть-…,

Баба-…,                   бетон- …,

Печь-…,                   билет-…

Мир-…

Кефир-….,

Двери-…,

Горько-….,

Бал-…,

Майка-…,

Клюка-…,

Губы-….,

Дом и ….

Задание: Логопед читает слова, дети заменяют на другой звук, чтобы получилось новое слово.

Распродажа

Наконец, наступил сезон распродажи.

В магазине имён открылась продажа.

Все сбежались с округи в открытые двери-

Имена покупали и птицы, и звери.

Гага, Бебека, Крылан и Мурлыка,

Хрюндиль, Гав-Гав,Квакли, Курлыка,

Жужа, Дзинь-Дзинь, Пискун и Му-Му,

Кряква, Каркуша, Свистун и Ку-Ку,

Хитрюга, Колючка, Летун и Топтышка,

Чив-Чив, Кукарека, Молчун и Трусишка,

Ворчун, Забияка, Болтун и Шипелка,

Коко, Туки-Тук, Остроглаз и Зуделка.

Кто же в отдел распродажи забрёл,

Имя себе навсегда приобрёл?

Задание: Из предложенных картинок выбрать те, к которым подходят клички.( Например: Гага- гусь, Бебека- барашек и т.д. …)

Кто где живёт?

В норке прячется-……( лисёнок),

Спит в дупле своём…( бельчонок),

Под кустом дрожит…( зайчонок),

В хлеву тёплом спит…( телёнок),

На конюшне-…( жеребёнок),

А в курятнике-…( цыплёнок),

В избе, на коврике-…( котёнок),

А в берлоге-…( медвежонок),

Живёт на птичнике…( утёнок),

В овчарне- маленький…(ягнёнок),

В будке прячутся…(щенята),

В голубятне-…( голубята).

Задание: Детям предлагаются картинки с изображением животных и их домиков. Дети должны разложить парами: животное-домик.

 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
Вы будете делать ребенку прививку от гриппа?
X
Здоровье Отдых
Афиша Спорт
Образование
 
Лучшие частные детские сады в Челябинске по версии портала ChelDeti.ru