Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы |
Авторские игры "Будем в игры мы играть-будем звуки изучать!"Представлены авторские логопедические игры по автоматизации, дифференциации звуков. Материал может быть полезен логопедам, воспитателям при индивидуальной, подгрупповой работе по развитию речи. А так же родителям детей, имеющих нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха. Будем в игры мы играть - будем звуки изучать! Какое слово лишнее? Бар, дар, бор, хор, тир и тур, Рак, рот, ров, пар, сор и бур, Мэр, пир, шар, рог, вор и шнур. Что же лишним назовут? (лишнее слово- « шнур», так как в нём 4 звука). Помидор, забор, ковёр, Самовар, боксёр, бобёр, Мухомор, топор, костёр, Сыр, ракета и мотор. (лишнее слово- «ракета», так как звук[Р] находится в начале слова.). Задание: Найти лишнее слово, объяснить почему оно лишнее? Поиграем с «Ши» и «Жи». Слоги «Ши» и «Жи» играли И слова всё сочиняли. Догадайся без подсказки, Кто придумал эти сказки: Экипа(жи), камы(ши), блинда(жи) и шала(ши), Стела( жи), каранда(ши),эта(жи) и гара(жи), Вклады(ши), детёны(ши), клави(ши), звёрёны(ши), Кра(жи), стра(жи) и но(жи), витра(жи) и малы(ши). Задание: Логопед читает начало слова, а ребёнок договаривает ШИ или ЖИ Третий лишний Вот ваша задача: Узнать третий лишний И объяснить почему. Я долго решала, ответа не знала. Кто прав -я никак не пойму: Автобус, троллейбус и остановка, Заяц, кукушка и клёст, Кошка, собака, лисица- плутовка, Клубника, малина и клён. Картофель, морковка и груша, Ложка, тарелка и суп, Света, Сеня и Луша, Незабудка, фиалка и дуб. Задание: Логопед читает по строчке, ребёнок объясняет: какое слово лишнее и почему. Большой- маленький Превратить большой предмет Нам поможет в маленький Озорник звук [Ж]- Очень уж удаленький. Был красный флаг, а стал-…( флажок), Был белый снег, а стал… Был синий круг, а стал… Был жёлтый стог, а стал… В других словах он пошалили, И вот какие получил: Берег-…, друг-…, Сапог-…, рог- …, Пирог-…, утюг-… . Раз, два, три- одним словом назови Ужонок с ёжиком играли- Одним словом называли. Общее слово и ты поищи, Каждую строчку скорей обобщи: Туфли, ботинки и сапоги-…, Сосны, берёзы, дубы-…, Рябчики, коршуны и глухари-…, Щуки, форель и сомы-…, Яблоко, груша, персик, айва-…, Редька, морковь и перчик -…, Ноги, шея и голова-…. Бабочка, жук и кузнечик-… . Задание: Обобщить одним словом каждую строчку. Съедобное- несъедобное Вот сухарь, салат и сок, Мусор, бусы и носок, Морс, салфетка и сырок, Оса, поднос и поясок. Что здесь съедобное - скажи , И картинку покажи. Задание: Дети выбирают картинку с изображением съедобных продуктов. Что растением зовут? Ананас, поднос и нос, Фикус, ус, утёс и хвост, Лес, куст, аист, кипарис, Слива, сосны и ирис. Что растением зовут? Какие картинки нам подойдут? Задание: Дети откладывают картинки с изображением растений. Кто что делает? Скажи… Коса, касса и лиса, Сом, сова, песок, оса, Сумка, сокол, волос, нос, Посуда, соболь и насос. Кто летает здесь, скажи, и картинку покажи. (Возможны варианты: Кто здесь бегает? Скажи… Кто живой здесь? Скажи… и т.д.) Пропажа На заборе объявленье- «Сообщить без промедленья, Кто вдруг видел: Утюжок, лыжи, шашки и флажок, Шубу, шапку и пружинку, Штангу, парашют, машинку, Пирожок, штаны, кружок, Жёлудь, пряжку и шнурок?». - Что же пишут в обращении? В этом странном объявлении? - Поиграть с разиней- Вовой Приходил его дружок! Задание: Игру можно проводить на этапе автоматизации звуков[Ш], [Ж]. Картинки выкладываются в такой же последовательности как в стихотворении, дети повторяют . Можно разыграть как мини – сценку по ролям. Если брать на этапе дифференциации звуков, то можно предложить детям разделиться на две команды. Одна команда будет искать слова со звуком [Ш], а другая- со звуком [Ж]. Аналогично можно проводить со словами, содержащими звуки [Р] : Помидор, свёрток, краски и топор, Трактор, фартук и ватрушку, Ручку, трубку и Петрушку, Картинг, грузовик и бурку, Сыр, карман и кошку - Мурку. Далее можно предложить детям самостоятельно подбирать названия предметов. Кто? Что? Вот жираф, пожарный, ёжик, Жук, лягушка, жёлудь, ножик, Ландыш, ножницы, флажок, Мишка, уж и пирожок, Абажур, пиджак, пружина, Морж, лошадка и машина. Какой вопрос к словам поставим? Кто? Или Что? Сейчас узнаем. Задание: Поставить вопрос КТО? или ЧТО? Игру можно использовать на этапе автоматизации [Ш], [Ж]: детям предлагаются картинки в порядке, согласно стихотворению. У кого кто есть? У свиньи есть- поросята, У гусей шипят-…( гусята), За лосём бегут-…( лосята), У совы живут-…( совята), У лисы в норе- …( лисята), У аиста есть-…( аистята), А у страуса есть-…( страусята), У осла живут-…( ослята), Со слоном живут-…( слонята). Задание: дети находят подходящие картинки, называют их. Один- много. Зайка, завод, замки, тазы, Розы, фазан, козы, язык, Ваза, глаза, зонтик, арбуз, Зина, звезда, забор, карапуз. Нас призывают слова на подмогу, Нужно узнать, где « один», а где « много». Задание: Показать с помощью сигнальных карточек: где один предмет, а где –много. Кавардак В детском зоосадике С утра большой бардак: Детёныши- проказники Чинили кавардак! Решили пошалить они, И спрятались от мам. Теперь дорогу не найдут Они к своим домам. И ищут их без отдыха: Лоси (ха), олени (ха), барсучи (ха), Зайчи (ха), паучи (ха) и крольчи (ха), Бельчи(ха), страуси( ха) и слони(ха) Медведи(ца), тигри(ца) и лиси(ца), Ов(ца), куни(ца), льви(ца) и орли(ца), Верблюди(ца), волчи(ца) и осли(ца). На чад своих уж перестали злиться! Задание: Дети ищут подходящую картинку с изображением мам и называют их. Игру можно использовать на всех этапах коррекции произношения. Раз ,два, три, четыре, пять -будем слог мы добавлять! [СЫ ] Говорить начну я слово, А ты слог добавляй. Проговаривать чётко Никогда не забывай! [СЫ ] Бу…,поло…, колба…, Плак…, вак…и терра… , Ве… , рель…и ча… , Гримас… , касс… и ве… . [ЗЫ] Шлю… ,гро… и зано… , Вя… , гру… и мимо… , Ко… , ро… и моро… , Водола… и бере… . [Ца ] Мельни…- больни… , Кури… - води… , Кузни… - тепли… , Горли… - певи… , Ули…- грани… , Умни…- пшени… . [Шка] Ми…, мы…, Ма…, му…, Мо…, ко…, ка…, ду…, Па…,пы…, опу…, Кры…,бабу…,поду…. [За ] Кидать- закидать, Носить-…, Колоть-…, Купить- …, Помнить-…, Медлить-…, Квасить-…, Бегать-…, Бить-…, Лить-…, Петь-…, дать-… . Задание: Логопед произносит начало слова- ребёнок договаривает. Поймай звук Как услышишь звук в начале, Так в ладоши хлопни,(ногою топни) Чтоб слова все прозвучали Понятно, чётко ,громко! Каша, афиша, галоша, малыш, Кошка, квакушка, пушка, глупыш, Шуба, ватрушка, шляпа, камыш, Шпора, машина, чашка, голыш. Аналогично:
Задание: Логопед читает слова-дети хлопают( топают, поднимают карточку , выполняют какое-либо движение и т.д., согласно заданию). «Заменялки» Буду слово называть, А ты первый звук менять: Лук- жук, бурчать-…, Зал-…, болеть-…, Баба-…, бетон- …, Печь-…, билет-… Мир-… Кефир-…., Двери-…, Горько-…., Бал-…, Майка-…, Клюка-…, Губы-…., Дом и …. Задание: Логопед читает слова, дети заменяют на другой звук, чтобы получилось новое слово. Распродажа Наконец, наступил сезон распродажи. В магазине имён открылась продажа. Все сбежались с округи в открытые двери- Имена покупали и птицы, и звери. Гага, Бебека, Крылан и Мурлыка, Хрюндиль, Гав-Гав,Квакли, Курлыка, Жужа, Дзинь-Дзинь, Пискун и Му-Му, Кряква, Каркуша, Свистун и Ку-Ку, Хитрюга, Колючка, Летун и Топтышка, Чив-Чив, Кукарека, Молчун и Трусишка, Ворчун, Забияка, Болтун и Шипелка, Коко, Туки-Тук, Остроглаз и Зуделка. Кто же в отдел распродажи забрёл, Имя себе навсегда приобрёл? Задание: Из предложенных картинок выбрать те, к которым подходят клички.( Например: Гага- гусь, Бебека- барашек и т.д. …) Кто где живёт? В норке прячется-……( лисёнок), Спит в дупле своём…( бельчонок), Под кустом дрожит…( зайчонок), В хлеву тёплом спит…( телёнок), На конюшне-…( жеребёнок), А в курятнике-…( цыплёнок), В избе, на коврике-…( котёнок), А в берлоге-…( медвежонок), Живёт на птичнике…( утёнок), В овчарне- маленький…(ягнёнок), В будке прячутся…(щенята), В голубятне-…( голубята). Задание: Детям предлагаются картинки с изображением животных и их домиков. Дети должны разложить парами: животное-домик. Другие статьи раздела:
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: |