Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы |
Духовно-нравственное воспитание школьниковС чего начинается духовно- нравственное воспитание школьника? С воспитания души, с пробуждения человеческого в человеке, с понимания истины, что человек человеку - брат. На первый взгляд, все выглядит просто и незатейливо. А на деле предстоит сложнейший путь врачевания души ребенка. Спорным до сих пор является вопрос: разве может быть душа ребенка безнравственной? И откуда « прорастают» корни безнравственности? Я врачую словом. Слову всегда придавалось огромное значение в деле воспитания. Велика сила слова и в работе с классом и родителями. Среди безбрежного мира слов главным в работе с детьми считаю слово « доброта», ведь без доброты – подлинной теплоты сердца - невозможна душевная красота. Стараюсь при помощи чудодейственной силы слова разговорить, растревожить, взволновать сердца детей и родителей. Девизом работы стали слова Монтеня: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред». Мои ученики вместе со мной верят в то, что добро рождает добро, зло рождает зло. Вместе с детьми ищу источник доброты, который таится в созидании, в нашем творческом союзе, в утверждении жизни и красоты. «Посмотрите,- говорю я им,- какое огромное поле деятельности вокруг! Сажай цветы, деревья, охраняй и береги природу, помогай больным и престарелым, оказывай помощь нуждающимся…И не забывай, что главным в твоей работе является доброта». Формирование нравственной сферы начинается с первых дней жизни ребенка. Кто возьмет его первым на руки? Какое первое слово он услышит? Кто покажет ему первую букву в алфавите и прочитает сказку? Процесс нравственного развития учащихся являтся стержнем в формировании личности. Младший школьный возраст является одним из наиболее благоприятных для воспитания нравственности в ребенке. Почему? Да потому, что дети в этом возрасте повышенно восприимчивы, доверчивы и и подражательны. Они непосредственны в поведении. В воспитательной работе следует использовать этот благоприятный возраст с целью изменения и коррекции поведения учащихся. В наш прагматитчный век, в век высоких технологий, порой раздаются голоса о том, что настоящей, воспетой поэтами любви нет,что на это просто не хватает времени. Однако я считаю, что законом человечества была и будет любовь. Человек, бережно хранящий любовь к людям, не совершит зла. И об этом надо говорить именно сейчас, в сложный и неспокойный век. Человечество сохранит себя при условии внутренней необходимости любить. А этому надо учить с детства. Обратить внимание надо и на изменения в мире. Мир многолик и многонационален. В многонациональном мире воздух всегда наэлектризован. Сколько наций, столько и эмоций, столько разнообразных культур... Как жить, не обижая не похожих на тебя людей? Как самому не стать белым пятном среди темнокожих? Как вернуть былую дружбу народов? Проблема воспитания подлинной культуры межнационального общения школьников стала насущной и в наши дни. В воспитательной работе со старшеклассниками провожу беседы о том, что в решении национальных проблем не должно быть ошибок, ведь от прошлого остались и национализм, и национальный нигилизм, и конфликтные ситуации. Стараюсь воспитывать детей в духе взаимного уважения, дружбы всех наций и народностей. Итогом работы считаю возникшее желание детей понять иную национальную культуру, ту культуру, которая открывает доступ к духовному богатству, другим языкам. Учащиеся осознают, что представитель любого народа - особенная личность, нравственную основу которой составляют накопленные многовековыми традициями ценности. Работа по интернациональному воспитанию строится так, чтобы дети чувствовали необходимость сближения представителей разных национальностей. Посредством воспитания формируется новое мышление молодежи. Дружба и товарищество как отношения между людьми занимают особое место в воспитательной работе с детьми, в духовно-нравственном воспитании. Содержание и функции дружбы и товарищества существенно меняются с возрастом. Детские чувства представляют собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности. Подлинная потребность осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями другого появляются в подростковом возрасте. Пора напряженных поисков друзей и товарищей нередко сопровождается разочарованиями и подлинными страданиями. На классных часах и уроках литературы провожу беседы, обращаясь к истокам народной мудрости, народным обычаям. Благотворное влияние бесед о дружбе видно и на родителях. Родительский коллектив становится крепче, сплоченнее, им легче решить многие вопросы. В деле воспитания большую роль играет осознанная любовь к Родине. С первым глотком материнского молока начинается пробуждаться любовь к Отечеству. А где истоки патриотизма? Патриотизм основывается на почтительности к родителям. Родина предполагает в человеке живое начало духовности. Любовь к Родине проявляется по-разному. Патриотизм находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. Развитое чувство долга уберегает от соблазнов. Помогает сохранить совесть и человеческое достоинство. Воспитание – это движение вперед, это желание перемен, это мечта человека о жизни, наполненной духовностью и нравственностью. И это должны понимать и учителя-воспитатели, и родители. Должно идти постоянное обновление форм и методов работы в семье и школе. Обновление дает ростки новым нетрадиционным формам работы . И последнее, о чем следует помнить: духовно-нравственное воспитание не заканчивается с получением паспорта, с окончанием школы, со сдачей экзамена. Оно продолжается. Но как? Продолжается оно в делах выпускников наших, в их поступках, в выборе пути, в отношении к окружающим, в любви к ближнему. Другие статьи раздела:
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: |