Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы |
Иппотерапия. Зачем инвалиду лошадьРадость человека, пересевшего из коляски на лошадь, чувство гордости, охватывающее его, когда он управляет большим и красивым животным, то, что теперь он может смотреть на окружающих не снизу вверх, а оказаться выше самого высокого из окружающих; возможность ощутить красоту и свободу движения наполняют его чувством собственного достоинства Изменение отношения общества и государства к инвалидам требует много времени и работы. Это проблема не только нашего общества. Те страны, на которые мы сейчас оглядываемся и пытаемся равняться, проходят свой длинный и трудный путь. Просто они раньше вышли в дорогу. Кто-то 30 лет назад, кто-то 50, а кто-то еще раньше (в США закон об инвалидах только в 1990 году был подписан президентом Бушем, и на это потребовалось ровно 50 лет). Очень большую роль в перемене отношения общества к инвалидам играют ассоциации родителей с детьми-инвалидами. Но дело в том, что сами родители часто нуждаются в реабилитации. Порой им очень сложно принять своего ребенка в его инвалидности. И очень важно помочь им в этом: увидеть личность ребенка несмотря на его ограниченность, и при этом не закрывая глаза на его инвалидность. Часто родители любят того ребенка, которого ждали, и реальный ребенок становится жертвой сравнения. Родители в глубине души не могут смириться с инвалидностью своего сына или дочери, и такому ребенку тем более трудно принять самого себя. Мы не должны надеяться на быстрый результат, а просто заниматься своим делом. У родителей, врачей, священников, психологов, учителей и многих других есть большие возможности, особенно если они работают вместе. Реабилитация родственников больных людей, принятие инвалида семьей, обществом, момент самоидентификации инвалида — все это этапы долгого пути. Сегодня мы постепенно приходим к осознанию необходимости целостного подхода к проблемам человека вообще, и в частности к проблемам реабилитации инвалида. Необходимо создание некоей среды, в которой человек с ограниченными возможностями будет развиваться как личность. В создании этой среды огромную роль играют разного рода терапии — арттерапия, музыкотерапия, занятия живописью, лепкой и, в частности, терапия лошадью — иппотерапия. Можно долго, подробно и интересно рассказывать о том, что дает лошадь телу человека. Об этом написано много работ и еще больше можно написать. Но сейчас для нас важно обратиться к психологическому аспекту воздействия иппотерапии. Радость человека, пересевшего из коляски на лошадь, чувство гордости, охватывающее его, когда он управляет большим и красивым животным, то, что теперь он может смотреть на окружающих не снизу вверх, а оказаться выше самого высокого из окружающих; возможность ощутить красоту и свободу движения наполняют его чувством собственного достоинства. Это изменяет точку зрения окружающих на инвалида — родители, знакомые начинают по-другому смотреть на него. Они видят, что из зависящего от них ребенка он превращается в человека, который сам отвечает за лошадь и заботится о ней. Он становится самостоятельным. Для людей с умственной отсталостью очень серьезно стоит вопрос социализации, интеграции в обществе, и тут одинаково важно — и готовность общества принять таких людей, и возможность адаптации самих умственно отсталых к условиям современной жизни. Нам всем приходится приспосабливаться к окружающим, считаться с ними, находить общий язык, и этому мы учимся всю жизнь. Человеку с умственной отсталостью или психическими нарушениями трудно научиться этому. Лошадь оказывается посредником между больным человеком и миром — взрослыми, родителями, даже необходимыми правилами поведения. Психологически человеку с ограниченными возможностями проще строить эти отношения через «третье лицо», в данном случае — лошадь. Скажем, если ребенок не терпит прикосновения к себе, можно похлопать или погладить его лошадь, обратиться к ней , поговорить с ней. В свою очередь, инвалид, разговаривая с лошадью, часто говорит о том, чего не может сказать окружающим. Таким образом, лошадь передает «послания» инвалида и инструктора друг другу. Кроме того, у ребенка складываются личные отношения с лошадью. В симпатиях и антипатиях лошадь и инвалид могут находить общий язык. Оба нуждаются и в любви, и в ограничениях. Лошадь очень ясно дает понять взаимосвязь между поступком и ответной реакцией. Эмоционально не оценивая команду всадника, она отвечает на действие соответственно определенным правилам поведения. Например, если всадник хочет остановить идущую лошадь, он должен выполнить по порядку определенные действия: потянуть повод так, чтобы лошадь остановилась, а потом немного ослабить. Всадник может колотить лошадь, кричать на нее, гладить по шее, но это не приведет к выполнению команды. Все это является одним из важных уроков взаимоотношений, которые всадник потом переносит на отношения с людьми. И ценность конной терапии, в частности, заключается в перенесении навыков владения своим телом, общения со сверстниками, с животными, с инструктором и коноводами в ежедневную жизнь. Конная терапия, естественно, — не панацея и не может решить все проблемы инвалидности, но она принадлежит к тем редким видам реабилитационной терапии, в котором совмещается такой большой комплекс воздействия. Она открывает радость людям с умственной отсталостью, помогает им преодолеть замкнутость на себе и своей болезни и общаться с другими людьми, развивает независимость, доступную при данном поражении. Другие статьи раздела:
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: |