Как научить ребёнка обращаться с деньгами?
С самого своего рождения ребёнок стремится к тому, что ему кажется главным. Он стремится жить в обществе, как взрослые. Он старается делать то же, что и взрослые, каждый раз, когда имеет такую возможность. Когда он такой возможности не имеет, он старается научиться делать что-либо, как взрослые.
Сначала он учится поднимать голову, ходить, говорить, есть кашу. Потом - одеваться, читать... Собственно, обучение тому, что умеют взрослые, и является основным видом деятельности ребёнка любого возраста. Хотя мы, взрослые, часто относимся к этому легкомысленно: "он ковыряется", "он подражает", "он играет".
Ребёнок, не отгораживаемый от мира взрослых, достаточно рано понимает, что такое деньги и зачем они нужны. Он видит, что финансовые отношения - неотъемлемая часть жизни взрослых. Естественно, и эту часть взрослой жизни он хочет сделать своей. По крайней мере, он хочет этому научиться. Значит, пора ему помочь! Социальное развитие без участия взрослых протекает намного хуже. А умение обращаться с деньгами - именно социальный навык.
Начать, конечно, лучше всего с теории. Стоит объяснить ребёнку подробно, почему нужны деньги и откуда они берутся. Кстати, разъяснение, что для обращения с деньгами необходимо уметь хорошо считать, очень стимулирует интерес к счёту.
Однако любую теорию рано или поздно надо закрепить практикой.
Как же научить ребёнка обращаться с деньгами и понимать их "цену"?
Способ 1. Самый распространённый.
Карманные деньги
Карманные деньги - это одна и та же сумма денег, которую вы выдаёте своему маленькому человечку каждую неделю или каждый день. Он может тратить их, как хочет.
Когда он обнаружит, что их вечно не хватает на что-то, расскажите ему о накоплении денег. Попробуйте сделать наглядно. Например, многие психологи рекомендуют это показать так: взять некоторое количество мо-неток одной стоимости. И начать строить из них башенку. Одну монетку положить на другую и спросить, много ли это денег? "Нет", ответит ребё-нок. Выкладывая монетки дальше, через некоторое время вы построите такую башенку, что ребёнок скажет "Да".
Можно сопровождать это историей про то, как белочка денежки от-кладывала. А потом, когда стало много, купила то, что раньше, когда тра-тила всё сразу, не могла купить. Однако однажды она собрала слишком много (башенка становится очень высокой и падает) и все её деньги про-пали зря. Не стоит копить до бесконечности, но и не надо тратить деньги бездумно, вот в чём смысл истории. После того, как расскажете ребёнку о возможности накопления денег, подарите ему коробочку, копилку, шка-тулку или кошелёк, где он мог бы копить деньги.
Важные правила при введении карманных денег:
Сумма не должна зависеть от поведения ребёнка. Хорошее поведе-ние - это не то, за что можно платить зарплату.
Сумма должна выдаваться регулярно. По той же причине, по кото-рой ребёнку нужен режим - дети любят чувство определённости.
Вы не должны решать, на что ребёнок может или не может потра-тить свои деньги. Ведь это "его" деньги!
Вы должны прекратить покупать ему разные мелочи. Теперь это его траты. И не давайте ему дополнительных денег. Он должен научиться рас-считывать свои затраты. Иначе, зачем мы вообще всё это затеяли?
Способ 2. Трудный.
Зарабатывание денег
Когда ребёнок уже более-менее разумно распоряжается своими день-гами, самое время для следующего этапа его "финансового" обучения - зарабатывание денег.
Возможности для зарабатывания денег у детей могут быть самые раз-ные. Подростки могут устраиваться дворниками, курьерами, уборщиками и т.п. С ними всё проще. Но и детям помладше работу можно найти. Правда, скорее всего, в роли работодателя придётся выступить Вам или попросить кого-то из знакомых им стать, при том, что деньги всё равно будут идти из Вашего кошелька.
Ребёнок может в таком случае работать у знакомого "приходящей прислугой", например, каждый день мыть посуду или раз в неделю при-бираться в квартире. Выгуливать собак. Вычищать кошачий лоток и выносить мусор. Помогать собирать фрукты и овощи, или гулять с ребёнком помладше.
Кстати, это замечательная причина, чтобы он стал помогать в работе маме, если она работает на дому. Если она вяжет на заказ, он может приносить ей шерсть, подавать клубки и т.п. Он может помогать убираться и вообще быть на подхвате, если она шьёт на дому, клеить коробочки, нанизывает бусы и т.п. Если папа - частник-авторемонтник, то ребёнок может "работать" его подмастерьем.
Как видим, возможностей в трудоустройстве ребёнка почти любого возраста много. А астрономическая зарплата в таком возрасте не нужна. И тут, опять же, необходимо соблюдать несколько правил.
Нельзя оплачивать исполнение домашних обязанностей. Потому что это часть поведения. А за поведение, как мы помним, платить нельзя.
Выполнение работы и выдача зарплаты должны происходить регулярно.
Если у ребёнка есть работа, то он - рабочий человек, и требует к себе соответствующего отношения. Будьте к этому готовы. Не обманывайте его ожиданий. Конечно, даже рабочему человеку нельзя требовать пива или кидаться едой, если ему нет 18 лет. Впрочем, после 18 это тоже необязательно.
Желательно, чтобы у должности ребёнка было название. Это составляет особенную гордость малыша. Даже если это всего лишь "частный посудомойщик" или "собачья няня".
Ребёнок имеет право тратить зарплату на своё усмотрение. Вы должны прекратить покупать ему разные мелочи. Теперь это его затраты. Он теперь - Человек Зарабатывающий! Следите, чтобы работа не мешала его основной деятельности - учебе, хотя это происходит редко.
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: