Практические советы по развитию ответственности и мотивации. Во-первых, как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его и принимать их.
Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.
Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно, демонстрируя это собственным примером.
Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность.
Памятка для родителей
(из книги Р. М. Чумичёвой «Ребёнок в мире культуры», разработаны группой учёных под руководством Ивана Петровича Подласова.)
Сила влияния людей друг на друга прямо пропорционально степени их близости.
Власть любимого дитяти не должна противоречить правильному воспитанию.
Помогать людям становиться лучше, чем они есть.
Отклонения в поведении детей требует коррекции, терпения и воспитания.
Чувство меры в требованиях (единство требований в ДОУ и семье).
Приём вызывания кризиса в деловой игре поможет осознать и скорректировать поведение ребёнка.
Личный пример – условие выполнение ребёнком ваших требований.
Не превращайте «давящее молчание» в невыносимо неприятное унизительное чувство.
Строгость в воспитании – возможность для детей быть предсказуемыми и неопасными.
Каждая мелочь воспитывает (от аккуратного застёгивания пуговиц до вежливого обращения с людьми).
«Заданность отношения» зависит от стереотипа восприятия.
Ребёнок растёт, отсекая для вас вчерашние пути влияния на него.
От послабления в начале любого дела идти к наращиванию требований.
Заставить поверить педагогов в исключительность вашего ребёнка.
Переговоры за круглым столом способствуют лучшему пониманию.
Родительская ласка – магическое средство воспитания.
В семье и детском саду нет места для мести.
Вместо нотаций проведите беседы о жизни: притча, жизненный опыт, пример, семейная история.
Воспитание хорошего человека начинается с признания этого внутри себя, а затем внушения, что он может стать лучше.
Устраивайте иногда проверку на прочность своим детям: учите терпению в страдании, бодрости в несчастье, мужеству в правом деле.
Сначала думайте, а потом действуйте. Приучайте к этому своих детей.
Воспитание «вдогонку» малоэффективно: в первые 20% лимита времени достигают 80% результата и наоборот (принцип Парето).
Плавность и постепенность – важные принципы восприятия; «взрыв» практикуйте редко и осторожно.
Дистанцию в отношениях с детьми используйте также осторожно.
Совет, данный в присутствии других, воспринимается как упрёк. Это постоянно нужно иметь в виду при общении с детьми.
С непослушными детьми используйте приём «попадания впросак». Когда он в неудобной ситуации выглядит некрасиво или глупо, он понимает, что «подставляется» своей неуступчивостью, глупостью, непослушанием.
Чем ближе к ребёнку надзор за ним, тем эффективнее функция подчинения.
Дети чувствительны не столько к разумности, сколько к неустойчивости. Самые правильные, но разовые воздействия всегда менее эффективны, чем неразумные но длительные.
Сила собственного негативного опыта велика: стоит разрешить самому ребёнку разбить нос, расцарапать коленки, чтобы навсегда избавить его от нравоучений на эту тему.