Современный портал для детей и родителей

Репетиторы Мастер-классы Наши конкурсы
Партнеры

Консультация для родителей. Адаптационные игры

Адаптационные игрыМногим современным родителям и педагогам осмысление детства как времени игры, а игры как средства подготовки к будущей жизни – одно из основных положений воспитания ребёнка – кажется устаревшим и неактуальным. 

Они считают,что новое время с его ускоренным темпом и ритмом жизни, не позволяет терять годы, дни, часы на «пустые игры» в «дочки-матери», в «казаки-разбойники». И если играть, считают некоторые, то пусть это будут «умные» компьютерные или спортивные игры. Стремясь видеть своих детей образованными людьми, родители, зачастую видят в детстве лишь короткую ступень на пути ребёнка в общество взрослых людей, где он должен занять достойное место. При этом игре достаётся лишь функция развлечения и отдыха между делами, которыми так важно занять ребёнка.

Так что же такое игра?

Человек проходит такие этапы развития, как детство, взрослость и старость. Детство рассматривается, как время роста, чистоты, безмятежности. Это время подготовки к жизни и игры. Слово «играть» применительно к ребёнку, означает «жить», «дружить». В языке современных детей сохранилось это в какой-то степени. Например: дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть», «Я с тобой больше не играю»,  что в общем-то означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу».

Значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен, по мнению специалистов, тот ребёнок, который больше «подготовлен к игре», в отличие от «неподготовленного».

«Маленькие дети хотят не играть, а учиться! Игры и игрушки выдумали взрослые, чтобы отвязаться то любознательных чад» - об этом говорил американский нейропсихолог и педагог Глен Доман. Ему вторили и многие педагоги-наваторы, утверждая, что игра никак не способствует развитию ребёнка, так как в тщательно продуманной педагогической системе не остаётся места, ни времени для кукол, машинок и плюшевых мишек.

Родители кинулись воплощать в жизнь заветы Великих Учителей. И что же? Дети действительно начали гораздо раньше сверстников читать и писать, играли на скрипке, производили в уме математические операции и т.д. Но спустя некоторое время выяснялось, что, несмотря на свою эрудицию, они лишь ловко манипулировали числами, нотами, разнообразными фактами, но не могли их творчески применить. Эти малыши оказались неспособными к нормальному человеческому общению. Возникает  вопрос – почему? Потому, что родители с самого раннего детства лишили их возможности самостоятельно играть в ролевые игры. Ведь, чтобы стать выдающимся математиком, музыкантом, учёным, преуспевающим человеком, недостаточно получить некий объём информации. Чтобы ребёнок из пассивного потребителя информации превратился в активную Личность, необходимо ещё кое-что, для чего требуется как раз то загадочное, что зовётся интуицией, та искра вдохновения, разжечь которую может лишь спонтанная творческая, сюжетная игра. Если малыш  использует игрушки не по назначению, превращая, например обычную палочку в термометр, ракету или ложечку, в машину – в карету, не спешите вмешиваться: спонтанная творческая игра тем и хороша, что она спонтанная, и мир в ней может преображаться до неузнаваемости по желанию маленького волшебника.

Игра позволяет малышу выступать в разных ролях: побыть и учителем, и учеником, доктором и больным, ведущим и ведомым. А значит, ребёнок учится видеть одну и ту же ситуацию с разных точек зрения, начинает понимать, как могут выглядеть его собственные действия в глазах других людей, просчитывать последствия своих поступков – сначала в игре, а потом и в жизни.

Если кроха пережил сильный стресс (стал свидетелем какой-то страшной сцены, оказался в разлуке с родителями, перенёс тяжёлую болезнь или операцию и т.д), он скорее всего, многократно будет проигрывать эту ситуацию с куклами или зверушками. То есть, при определённых обстоятельствах ролевая игра становится ещё психотерапевтическим приёмом.  В большинстве своём дети открывают его самостоятельно, без всякой помощи со стороны взрослых.

Итак, важность ролевой и спонтанной творческой игры для развития ребёнка переоценить трудно. Необходимо лишь создать условия для игры: не ограничивать познавательную и двигательную активность крохи, позаботиться о том, чтобы у него было достаточно обычных игрушек: кукол, машинок, плюшевых зверушек, солдатиков.

Если ребёнок  любит играть в одиночестве, не тормошите его. Если хочет поиграть с вами, не отказывайтесь, отложите на время дела и присоединитесь к нему. Помните, играть могут только равные: не вовремя сделанное замечание, попытка навязать ребёнку какие-то свои правила могут разрушить всю игру.

Детям бывает непросто поделиться со взрослыми, да и друг с другом своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой полученный опыт они легко, непринуждённо и естественно могут прожить в игре, выбрав определённый игровой материал, действуя с ним определённым образом, разыгрывая и тем самым проживая вновь и вновь определённые ситуации. Всё это даёт возможность чуткому и мудрому взрослому постичь «ландшафт детской души». Игра предоставляет уникальную возможность ребёнку реорганизовывать, преображать свой опыт, свой личный мир.

Таким образом, игра для ребёнка – естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своём опыте.

 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
Вы будете делать ребенку прививку от гриппа?
X
Здоровье Отдых
Афиша Спорт
Образование
 
Где отметить день рождения ребенка в Челябинске