Современный портал для детей и родителей

Репетиторы Мастер-классы Наши конкурсы
Партнеры

Мамам, папам, бабушкам и дедушкам (Рекомендации учителя-логопеда)

Рекомендации учителя-логопедаУважаемые взрослые! Данная статья не претендует на оригинальность, в ней рассмотрены далеко не все вопросы логопедии. 

Её задача – помочь родителям, не имеющим педагогического образования, в формировании правильной речи своих детей.

Маленькие дети часто произносят многие звуки неправильно. Если дефекты произношения не исчезают к 4-5 годам – значит, ребёнок нуждается в специальных упражнениях. В тех случаях, когда звукопроизношение нарушено не из-за снижения слуха, заниматься с малышом могут и родители. Проверить, нормально ли ребёнок слышит, очень легко. Надо сказать шёпотом несколько предложений на расстоянии 6-7 метров от него, и если малыш сможет их повторить, значит, слух в порядке.

Важно определить также, правильно ли ребёнок воспринимает на слух близкие по звучанию звуки («Р» - «Л», «Щ» - «С», «Л» - «ЛЬ»). Предложите ему найти разницу в значении слов (МИШКА – МИСКА, КРЫША – КРЫСА, РАК – ЛАК, ЛУК – ЛЮК, КОЗА – КОСА и другие), попросите показать, как жужжит жук (Ж-Ж-Ж), пищит комар (З-З-З), и сказать, в каких словах живёт жук, а в каких комар: ЁЖЖИК, ЗЗУБЫ, ЗЗОНТИК, ЖЖЁЛУДИ. Можно, проводя эти тесты, поиграть с ребёнком – пусть он поднимет руку или хлопнет в ладоши, услышав звук «Ш», «Ч», «Р» в предложенных словах: ШЕЙКА, ШУБКА, ОЧКИ, ВРАЧ, РАД, РЯД, РОЗА, БЕРЁЗА, РУКИ. Ребёнок может сам придумать слова с заданным звуком.    

Правильному произношению иногда мешает и дефектный прикус. При нормальном прикусе верхние зубы слегка закрывают нижние. Для исправления прикуса необходимо обратиться к ортодонту. Родители легко могут определить, достаточно ли подвижен язык ребёнка, может ли он совершать большой объём движений (вверх-вниз, вперёд-назад, быстро щёлкать), хорошо ли развита подъязычная связка, или, как её ещё называют,  уздечка. Если уздечка очень короткая и ребёнок не может поднять язык к нёбу, необходимо обратиться к отоларингологу или к логопеду. Подъязычная связка играет большую роль при произнесении звука «Р», а также «Щ», «Ш», «Ж», «Л». Спешить с её подрезанием не следует, так как она эластична и, если ребёнок будет выполнять специальные упражнения, может растянуться.

Вот несколько таких упражнений:

  1. Широкий язык удерживать в форме «чашечки» у верхней губы.
  2. Перемещать кончик языка в левый и правый угол губ.
  3. Губы вытянуть в трубочку и растянуть в улыбку.
  4. При открытом рте кончиком языка гладить нёбо в направлении вперёд-назад.
  5. Медленно щёлкать языком, растягивая уздечку.

Пусть ребёнок каждое упражнение повторяет по 8-10 раз 1-2 раза в день.

Иногда ребёнок неправильно произносит звуки из-за частичного отсутствия зубов. Но не надо ждать, когда зубной ряд восстановится. Если необходимо, начинайте заниматься сразу. Придерживайтесь определённой последовательности. Сначала добивайтесь равильного произнесения звуков, скажем, «С» и «Р» или «Ш» и «Р», «С» и «Л», то есть далёких по образованию и звучанию. Занятия проводите перед зеркалом, чтобы контролировать артикуляцию.

Постановка звуков «С», «З», «СЬ», «ЗЬ», «Ц».

При произнесении звука «С» передний край языка упирается в нижние зубы, струя воздуха выдыхается без голоса, а при произнесении звука «З» - с голосом (для контроля руку положите на гортань, чтобы почувствовать её напряжение). Если язык у ребёнка просовывается между зубами, то его переднюю часть попробуйте придержать за нижними зубами черенком чайной ложки. Можно также попросить ребёнка произносить звук со сжатыми зубами, язык упирается при этом в основание нижних зубов. Постепенно зубы можно слегка раздвигать.

Если звуки «С» и «З» ребёнок произносит как мягкие шипящие (САНКИ-ЩЯНКИ, ЗУБЫ-ЖЮБЫ), то попросите его прикусить передний край языка, а затем разжать зубы, не меняя его положения, и выдохнуть, сопровождая выдох звуком. Через несколько занятий, когда язык занимает необходимое положение, пусть кончик языка ребёнок заводит за зубы. Если звук в изолированном варианте он произносит легко, без затруднений, то пора переходить к его отработке в слогах, сначала прямых (СА, СО, СУ, ЗА, ЗО, ЗУ), затем в обратных (АС, ОС, УС, АЗ, ОЗ, УЗ), в положении между гласными (АСА, ОСО, УСУ, АЗА, ОЗО, УЗУ), в словах в начале слова -  САД, СОКОЛ, СОН, в конце – КВАС, НОС, ВКУС, в середине – ПАУЗА, НОСОК, ВЕСЫ. Речевой материал – стихи, песенки, сказки, рассказы – подбирайте так, чтобы он был насыщен звуком, произнесение которого ребёнок осваивает.

При постановке мягких «С» и «З» язык напряжён больше, передний край его с силой упирается в основание нижних зубов.

Отработав звук «С», легко усвоить и «Ц», если быстро и слитно произносить «Т» и «С». Звук «Ц» закрепляют сначала в обратных слогах (АЦ, ОЦ, УЦ), а затем в прямых (ЦА, ЦО, ЦУ).

Постановка звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ».

Первый способ произнесения звука «Ш»: поднять передний край языка в виде чашечки к передней части твёрдого нёба, образовав щель, и дуть на кончик языка. Второй способ: произносить «С», одновременно поднимая язык за верхние зубы черенком чайной ложки или медицинским шпателем. Щёки ребёнка слегка сожмите пальцами и попросите его вытянуть губы вперёд в виде рупора.

Звук «Ж» произносят без участия голоса: вместо «Ш» можно произносить звук «З». Если попросить ребёнка повторить несколько раз «ТЬ», отодвигая в это время кончик языка от верхних зубов вглубь рта, то получится звук «Ч». Губы должны быть слегка выдвинуты вперёд. Звук закрепляют, начиная с обратных слогов (АЧ, ОЧ, ИЧ).

Звук «Щ» формируется, если предложить ребёнку длительно проговаривать мягкое «Ш» (ШЬШЬШЬ), или, произнося «Щ», продвигать язык вперёд, к верхним зубам.

Постановка звуков «Л», «ЛЬ».

Твёрдые звуки «Л» и «Р» наиболее трудные: ребёнок начинает правильно произносить эти звуки иногда к 6 годам и даже позже. Но упражнения надо начинать в 4-5 лет.

Нередко звук «Л» ребёнок произносит искажённо (ЛАМПА-УАМПА, ЙАМПА, ЛЯМПА, ВАМПА, РАМПА, ЫАМПА). Правильное положение органов речи следующее: губы и зубы разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух проходит через свободные боковые проходы.

Наиболее простые упражнения для тренировки произнесения звука «Л»:

  1. Широко открыть рот, длительно произносить «А» и постепенно закрывать рот, прикусывая язык. При прикусывании языка будет слышен звук «Л».
  2. Широкий кончик языка прикусить зубами, «погудеть» и, не меняя положения языка, произносить «А» или «Ы». При ускорении темпа получится ЛА-ЛА-ЛА, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ.
  3. Из положения между зубами постепенно перевести язык за верхние зубы.
  4. Произносить «Ы» и поднимать язык к верхним зубам.
  5. При губном произнесении звука «Л» затормозить движение губ вперёд, придержав их пальцами в маске улыбки. Далее проводить упражнения 1, 2, 3.

При правильном произнесении «ЛЬ» язык напряжён, кончик языка с силой упирается в основание верхних зубов.

Постановка звуков «Р», «РЬ».

Вариантов дефектного произнесения звука «Р» много (боковое, горловое, картавое, губное). При правильном положении органов речи губы и зубы открыты, язык в форме чашечки поднят к альвеолам (бугорки за верхними зубами, при соприкосновении с ними язык вибрирует под напором сильной струи выдыхаемого воздуха).

Наиболее доступные для самостоятельной работы способы постановки звука «Р» следующие:

  1. Легко нажимать на кончик языка черенком чайной ложки или шпателем и длительно произносить «Ж-Ж-Ж».
  2. На выдохе быстро произносить звук «Т-Т-Т» и заканчивать толчком-выдохом – «ТРРР».
  3. Большим и указательным пальцами прижать к нёбу боковые края языка, оставив свободной середину языка. Пусть ребёнок сделает глубокий вдох и выдувает воздух с включением голоса. Повторяя упражнение, надо увеличивать напор воздуха, в результате чего слышится «ТРРР».

Мягкий звук «РЬ» произносится с некоторым продвижением языка вперёд и вверх и прижиманием боковых краёв языка к боковым зубам.

Старайтесь, чтобы занятия с ребёнком были регулярными (ежедневно не менее двух раз по 15-20 минут).

Помните, что, разговаривая с ребёнком, нельзя копировать его дефектное произношение. Будьте внимательны к себе: ребёнок подражает взрослым и может перенять небрежность, торопливость, нечёткость вашей речи.

Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
Вы будете делать ребенку прививку от гриппа?
X
Здоровье Отдых
Афиша Спорт
Образование
 
Лучшие частные детские сады в Челябинске по версии портала ChelDeti.ru