Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы |
Мамам, папам, бабушкам и дедушкам (Рекомендации учителя-логопеда)Уважаемые взрослые! Данная статья не претендует на оригинальность, в ней рассмотрены далеко не все вопросы логопедии. Её задача – помочь родителям, не имеющим педагогического образования, в формировании правильной речи своих детей. Маленькие дети часто произносят многие звуки неправильно. Если дефекты произношения не исчезают к 4-5 годам – значит, ребёнок нуждается в специальных упражнениях. В тех случаях, когда звукопроизношение нарушено не из-за снижения слуха, заниматься с малышом могут и родители. Проверить, нормально ли ребёнок слышит, очень легко. Надо сказать шёпотом несколько предложений на расстоянии 6-7 метров от него, и если малыш сможет их повторить, значит, слух в порядке. Важно определить также, правильно ли ребёнок воспринимает на слух близкие по звучанию звуки («Р» - «Л», «Щ» - «С», «Л» - «ЛЬ»). Предложите ему найти разницу в значении слов (МИШКА – МИСКА, КРЫША – КРЫСА, РАК – ЛАК, ЛУК – ЛЮК, КОЗА – КОСА и другие), попросите показать, как жужжит жук (Ж-Ж-Ж), пищит комар (З-З-З), и сказать, в каких словах живёт жук, а в каких комар: ЁЖЖИК, ЗЗУБЫ, ЗЗОНТИК, ЖЖЁЛУДИ. Можно, проводя эти тесты, поиграть с ребёнком – пусть он поднимет руку или хлопнет в ладоши, услышав звук «Ш», «Ч», «Р» в предложенных словах: ШЕЙКА, ШУБКА, ОЧКИ, ВРАЧ, РАД, РЯД, РОЗА, БЕРЁЗА, РУКИ. Ребёнок может сам придумать слова с заданным звуком. Правильному произношению иногда мешает и дефектный прикус. При нормальном прикусе верхние зубы слегка закрывают нижние. Для исправления прикуса необходимо обратиться к ортодонту. Родители легко могут определить, достаточно ли подвижен язык ребёнка, может ли он совершать большой объём движений (вверх-вниз, вперёд-назад, быстро щёлкать), хорошо ли развита подъязычная связка, или, как её ещё называют, уздечка. Если уздечка очень короткая и ребёнок не может поднять язык к нёбу, необходимо обратиться к отоларингологу или к логопеду. Подъязычная связка играет большую роль при произнесении звука «Р», а также «Щ», «Ш», «Ж», «Л». Спешить с её подрезанием не следует, так как она эластична и, если ребёнок будет выполнять специальные упражнения, может растянуться. Вот несколько таких упражнений:
Пусть ребёнок каждое упражнение повторяет по 8-10 раз 1-2 раза в день. Иногда ребёнок неправильно произносит звуки из-за частичного отсутствия зубов. Но не надо ждать, когда зубной ряд восстановится. Если необходимо, начинайте заниматься сразу. Придерживайтесь определённой последовательности. Сначала добивайтесь равильного произнесения звуков, скажем, «С» и «Р» или «Ш» и «Р», «С» и «Л», то есть далёких по образованию и звучанию. Занятия проводите перед зеркалом, чтобы контролировать артикуляцию. Постановка звуков «С», «З», «СЬ», «ЗЬ», «Ц». При произнесении звука «С» передний край языка упирается в нижние зубы, струя воздуха выдыхается без голоса, а при произнесении звука «З» - с голосом (для контроля руку положите на гортань, чтобы почувствовать её напряжение). Если язык у ребёнка просовывается между зубами, то его переднюю часть попробуйте придержать за нижними зубами черенком чайной ложки. Можно также попросить ребёнка произносить звук со сжатыми зубами, язык упирается при этом в основание нижних зубов. Постепенно зубы можно слегка раздвигать. Если звуки «С» и «З» ребёнок произносит как мягкие шипящие (САНКИ-ЩЯНКИ, ЗУБЫ-ЖЮБЫ), то попросите его прикусить передний край языка, а затем разжать зубы, не меняя его положения, и выдохнуть, сопровождая выдох звуком. Через несколько занятий, когда язык занимает необходимое положение, пусть кончик языка ребёнок заводит за зубы. Если звук в изолированном варианте он произносит легко, без затруднений, то пора переходить к его отработке в слогах, сначала прямых (СА, СО, СУ, ЗА, ЗО, ЗУ), затем в обратных (АС, ОС, УС, АЗ, ОЗ, УЗ), в положении между гласными (АСА, ОСО, УСУ, АЗА, ОЗО, УЗУ), в словах в начале слова - САД, СОКОЛ, СОН, в конце – КВАС, НОС, ВКУС, в середине – ПАУЗА, НОСОК, ВЕСЫ. Речевой материал – стихи, песенки, сказки, рассказы – подбирайте так, чтобы он был насыщен звуком, произнесение которого ребёнок осваивает. При постановке мягких «С» и «З» язык напряжён больше, передний край его с силой упирается в основание нижних зубов. Отработав звук «С», легко усвоить и «Ц», если быстро и слитно произносить «Т» и «С». Звук «Ц» закрепляют сначала в обратных слогах (АЦ, ОЦ, УЦ), а затем в прямых (ЦА, ЦО, ЦУ). Постановка звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ». Первый способ произнесения звука «Ш»: поднять передний край языка в виде чашечки к передней части твёрдого нёба, образовав щель, и дуть на кончик языка. Второй способ: произносить «С», одновременно поднимая язык за верхние зубы черенком чайной ложки или медицинским шпателем. Щёки ребёнка слегка сожмите пальцами и попросите его вытянуть губы вперёд в виде рупора. Звук «Ж» произносят без участия голоса: вместо «Ш» можно произносить звук «З». Если попросить ребёнка повторить несколько раз «ТЬ», отодвигая в это время кончик языка от верхних зубов вглубь рта, то получится звук «Ч». Губы должны быть слегка выдвинуты вперёд. Звук закрепляют, начиная с обратных слогов (АЧ, ОЧ, ИЧ). Звук «Щ» формируется, если предложить ребёнку длительно проговаривать мягкое «Ш» (ШЬШЬШЬ), или, произнося «Щ», продвигать язык вперёд, к верхним зубам. Постановка звуков «Л», «ЛЬ». Твёрдые звуки «Л» и «Р» наиболее трудные: ребёнок начинает правильно произносить эти звуки иногда к 6 годам и даже позже. Но упражнения надо начинать в 4-5 лет. Нередко звук «Л» ребёнок произносит искажённо (ЛАМПА-УАМПА, ЙАМПА, ЛЯМПА, ВАМПА, РАМПА, ЫАМПА). Правильное положение органов речи следующее: губы и зубы разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух проходит через свободные боковые проходы. Наиболее простые упражнения для тренировки произнесения звука «Л»:
При правильном произнесении «ЛЬ» язык напряжён, кончик языка с силой упирается в основание верхних зубов. Постановка звуков «Р», «РЬ». Вариантов дефектного произнесения звука «Р» много (боковое, горловое, картавое, губное). При правильном положении органов речи губы и зубы открыты, язык в форме чашечки поднят к альвеолам (бугорки за верхними зубами, при соприкосновении с ними язык вибрирует под напором сильной струи выдыхаемого воздуха). Наиболее доступные для самостоятельной работы способы постановки звука «Р» следующие:
Мягкий звук «РЬ» произносится с некоторым продвижением языка вперёд и вверх и прижиманием боковых краёв языка к боковым зубам. Старайтесь, чтобы занятия с ребёнком были регулярными (ежедневно не менее двух раз по 15-20 минут). Помните, что, разговаривая с ребёнком, нельзя копировать его дефектное произношение. Будьте внимательны к себе: ребёнок подражает взрослым и может перенять небрежность, торопливость, нечёткость вашей речи. Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха. Другие статьи раздела:
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: |