Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы |
Не меняйте точку зрения: меняйте отношение!Пока ваш ребенок еще совсем маленький, вы, покачивая коляску, слушаете разговоры других мам «со стажем». О том, как Коля не чистит зубы, Марина не складывает свои игрушки по местам, а Виталику приходится каждый раз напоминать, чтобы он спускал за собой воду в туалете. Вы думаете: «Господи, ну и зануды! Бедные их дети». Но проходит время, и вы сами сталкиваетесь с подобными проблемами. Пытаетесь заставить ребенка сделать то, что считаете важным. А он, как назло, видит в ваших просьбах лишь коварный умысел, бессмысленные требования, и переубедить его очень нелегко. «Как же с ним справиться?» — задаетесь вы вопросом — и не только вы. С подобными проблемами рано или поздно сталкиваются все родители. Мы расскажем вам три истории. В каждой из них родители сумели справиться со сложной ситуацией и выйти из нее победителями. Первая история: «Гибкий график»Ольга — мама троих детей. Она сумела выработать свою тактику, которой невозможно сопротивляться. Даже когда ей приходится напоминать детям о том или ином занятии, она делает это легко и ненавязчиво:
Ольга использует лишь простые предложения. Без упрека, без подтекста. Только призыв к действию. По ее интонации понятно, что когда она просит о помощи, то рассчитывает ее получить. Кроме того, она отлично справляется с ситуацией, когда выполненная работа не соответствует ее ожиданиям. Ольга никогда не ругает детей. Она дает положительную оценку всему сделанному и только потом указывает, что нужно еще доделать. Например: «Коль, ты хорошо потрудился, чтобы убрать все игрушки по местам. Но вот тут под кроватью еще остались кубики». Ольга рассказывает, что от превращения в «маму-цербера» ее также спасает гибкий график. На кухне у нее есть специальная доска, на которой она отмечает, кто, что и когда сделал. Теперь в ее доме не возникает споров на тему того, кто должен сегодня гулять с собакой, собирать белье в стирку, мыть посуду, убирать игрушки и так далее. Она просто говорит: «Посмотрите расписание на сегодня». В семье Ольги царит взаимопонимание и спокойствие, а дети готовы прийти друг другу на помощь. История вторая: «Шутим!»Подход, описанный в предыдущей истории, не единственный способ, стимулирующий сотрудничество. Представьте: ситуацию, которая вот-вот грозит перерасти в конфликт, можно обернуть в шутку. Игривость вместо полемики? Юмор вместо назиданий и оскорблений? Возможно, вам кажется это странным и невозможным. Но не для мамы Ларисы. В ее семье игра — это абсолютная необходимость. Только веселое расположение духа помогает ей справляться со своими эмоциями. Властная по натуре женщина использует командный тон в позитивном ключе. Когда ей удалось найти способ привлечь детей к сотрудничеству, это пошло на пользу всем. Лариса стала спокойнее, а дети не возражали и не капризничали. Даже наоборот, им ужасно нравится, то, как мама с ними общается. Приведем пример. Как-то утром Маша (9 лет) и Саша (7 лет) собрались во двор. На улице шел дождь, а они надели босоножки и легкие футболки. Назревал скандал.
Спор мог бы продолжаться до бесконечности, однако Лариса взяла себя в руки. Она вздохнула и голосом Дональда Дака, которого так любили дети, спросила:
Дети расхохотались и полезли в шкаф доставать теплые вещи, переговариваясь друг с другом по-утиному. В другой раз Саша собрался на прогулку, не убравшись в своей комнате. Мама поймала его у дверей. Самым суровым гангстерским колосом она произнесла, подкрепляя свои слова жестами:
Некоторым родителям действительно удается избежать конфликтов с помощью чувства юмора и дружеской игры. Это огромное достижение для всей семьи! Хорошее расположение духа помогает добиться не только «сотрудничества» и поддержки. Когда отношения легкие, происходят самые замечательные вещи. И дети, и взрослые теперь более внимательны друг к другу, отзывчивы и даже более изобретательны. То, что раньше казалось невероятным, стало возможным. Любовь наполнила весь дом. История третья: «Ластик»Вероника — мама дочери-подростка. Когда организм твоего ребенка штурмуют гормоны, порой очень непросто достигнуть согласия. Представьте, утро, спальня Лиды. Лида: Мам, что мне сегодня надеть? Мама: Надень одну из тех новых юбочек, что мы купили для школы. Лида: Они мне не нравятся. Мама: Ну ты же их сама выбирала. Надень эту, в складку, ты в ней как настоящая английская школьница. Лида: Я не хочу быть как английская школьница. Я хочу надеть брюки. Мама: Ну ты вечно ходишь в этих брюках! Не хочешь в складку, надень ту, что с бантиком. Лида: Она колется! Мама: Надень колготки. Лида (со слезами): Я ненавижу колготки! В этот момент Вероника посмотрела на ситуацию со стороны. Такое уже случалось не раз: спор перерастал в конфликт и истерику. После чего и она, и Лида чувствовали лишь злость и обиду по отношению друг к другу. Мама поняла, что навязывает дочери свой вкус и не позволяет самостоятельно принять простое решение: в чем пойти в школу. Как же с этим справиться? Мама: Лид, слушай, давай все «сотрем». Лида: Что? Мама: Ну, все, что сейчас произошло. Мы все «сотрем» и начнем сначала. Представь, как будто я только что вошла в твою комнату. Вероника вышла, закрыла за собой дверь, подождала одну минуту и постучалась. Лида (неохотно): Да… Мама: Доброе утро! По-моему, кто-то спрашивал меня, что надеть? Лида: Угу… Мама: Прежде чем решить, что надеть, человек должен спросить себя, что он чувствует и чего хочет. «Хочется ли мне снова пойти в школу в старых брюках или лучше в новой юбочке? Хочется ли мне выбрать желтый свитер или лучше голубой, который мы недавно купили?» Лида (подумав): Мне хочется… надеть голубой свитер и брюки. Мама: Вот это ответ взрослой девочки, которая по-настоящему разбирается в своих желаниях! Лида (с улыбкой): Голубой — мой любимый цвет! А завтра я надену юбку. ПодытожимЧто же хорошего в этих историях? Наверное, то, что родители смогли преодолеть сложные моменты с помощью юмора и воображения. Представьте, насколько хороша теперь их жизнь! Конечно, порой никакие уловки не помогут справиться с проблемой, сколь бы опытными и чуткими ни были родители. Но таких случаев гораздо меньше. Чаще мы можем взять под контроль свои эмоции и повернуть ситуацию в другом направлении. Мы ценим людей, которые обладают талантом менять атмосферу и настроение к лучшему. Взрослые давно утратили ту спонтанность, которая присуща детям. Ребенок может сейчас плакать и через секунду заливаться звонким смехом. Естественно, что ему еще незнакомы и непонятны наши запросы, принципы и убеждения. Вспомните, как барон Мюнхгаузен находил выход даже из самой непростой ситуации. Так и родителям приходится решать по сто задач на выносливость, смекалку и сообразительность в день. Другие статьи раздела:
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: |