В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку: хвалите его, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в своих силах.
Если возникает необходимость критиковать или ругать ребенка, делайте это конструктивно: критикуйте поступок ребенка, а не самого ребенка.
Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя». Это невротизирует ребенка. Однако запреты необходимы. По большому счету нельзя то, что причиняет вред (психологический или физический) самому человеку или его окружению. Все остальное - можно. К счастью, мир не делится только на "черное" и "белое". Существует прием четырех цветовых зонн поведения ребенка.
Зеленая зона - все, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению. Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить и т. д.
Желтая зона - в нее входят действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода. Ребенок может действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Например: можно шлепать по лужам, но в резиновых сапогах, можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить. Эта зона очень важна, т.к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по механизму извне - внутрь. Если ребенок понимает смысл ограничений и принимает их без конфликтов, то со временем эти ограничения становятся его собственными, запрет со стороны взрослого превращается в самозапрет.
Оранжевая зона включает такие действия ребенка, которые в общем не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например: в Новогоднюю ночь ребенку разрешают лечь спать позже обычного. Или ребенок напуган страшным сном и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Эти исключения, если они действительно редки и оправданы, только подтверждают правила.
Красная зона включает действия ребенка, которые неприемлемы ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические "нельзя", из которых не делается исключений. Обычно они связаны с причинением вреда (физического, морального) себе или другим. Например: нельзя играть с огнем, обижать тех, кто слабее, перебегать дорогу в неположенном месте.
Список этот "взрослеет" вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.
Избегайте шумных праздников и мероприятий.
Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить и оценить качество выполнения.
Для подкрепления устных инструкций (они не должны быть более 10 слов) используйте зрительные подкрепления (мимику и жестикуляцию)
Общайтесь с ребенком так, чтобы он не чувствовал, что он «особенный» и что к нему используют «особый» подход.
Перед сном лучше организовать спокойную деятельность ребенка. Беготня, шумные игры или другие шумные и слишком активные занятия приведут к тому, что ребенок не уснет.
Избегайте больших скоплений людей (рынков, больших торговых центров, «народных гуляний»).
Придерживайтесь дома четкого распорядка дня. Время приема пищи, выполнения домашних дел и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
Оберегайте ребенка от переутомления. Это снижает самоконтроль и приводит к нарастанию гиперактивности.
Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис. Нежелательны агрессивные и командные виды спорта).
Говорите с ребенком сдержано, спокойно, мягко. Окрики и повышенный тон еще больше растормаживают ребенка и приводят к нарастанию гиперактивности.
Поощряйте выполнение ребенком видов деятельности, требующих концентрации внимания (работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание).
В воспитании ребенка все взрослые должны придерживаться одной и той же стратегии. Недопустимо предъявлять к ребенку разные требования и все время их менять. Ребенок должен чувствовать стабильность и надежность своего мира.