Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы |
Приёмы развития памяти у детейХорошая память – это природный дар или результат постоянных тренировок? Конечно, совокупность факторов. Можно привести примеры хорошей природной памяти. Например, великий полководец Александр Македонский знал по именам тысячи солдат своей армии, а журналист С.В.Шерешевский в течение 30 лет интенсивной работы никогда ничего не записывал, точно запоминая абсолютно любую информацию. Память играет важную роль в учебной деятельности детей. И очень часто родители жалуются на плохую память ребёнка. Как можно развить её? Память – это основа нашей психической жизни. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств, соответственно выделяют:
Существует определённый запас сведений, понятий, образов, оторые хранятся в памяти всю жизнь. Это собственное имя, образы родителей и многое другое – всё это долговременная память. Но существует и кратковременная память – в этом случае информация хранится секунды или минуты. Современному школьнику приходится ежедневно запоминать правила, схемы, иностранные слова, страницы литературного текста. Для всего этого требуются различные приёмы запоминания.
Материал, который вызывает положительные эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Создайте для ребёнка положительную атмосферу несколькими фразами: «Посмотри, какое красивое слово, необычное и т.д.» В психологии известен так называемый «эффект начала и конца». Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждается в начале занятия и в конце его, или дана в начале текста и в его завершении. Если наиболее ценная информация спрятана в середине, то необходимо акцентировать внимание ребёнка на ней - дать установку на запоминание! «Это необходимо запомнить!» Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка. Это звучит парадоксально, но прочнее запоминаются незаконченные действия. Поэтому есть смысл не требовать от ребёнка строгой последовательности при выполнении домашних заданий. Надо научить ребёнка ориентироваться в материале и, исходя из этого планировать свою деятельность. Попробуйте сделать это ради эксперимента. Например, ребёнок сначала читает учебник по одному предмету, затем, выполняет письменную работу по другому, а после вновь возвращается к учебнику. Результат может удивить: многое запомнилось. Поэтому последующее перечитывание текста будет закрепляющим. Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребёнка. Дисциплинами, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня. Наиболее удобное для этого время - около 11 часов. Во второй половине дня – около 16 часов, функциональное состояние человека в это время вновь улучшается. Поздно вечером не стоить учить стихи, заучивать новые иностранные слова, целесообразнее в это время заняться повторением. Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При изложении любого нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать около 30 % уже известной. Объяснения нового сложного материала необходимо начинать с обращения к уже известному, может быть, к тщательному анализу старого положения. Для запоминания предлагаемого речевого материала большое значение имеет скорость речи говорящего. Оптимальный для восприятия темп речи – 120 слов в минуту. Особая выразительность звучания достигается умелым использованием пауз логических и психологических. Другие статьи раздела:
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: |