Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы |
Проблемы детского чтенияК сожалению, в последнее время наши дети все больше отдаляются от книг. Совместное чтение книг постепенно заменяется просмотром мультфильмов и компьютерными играми. «Почитаешь, пойдёшь гулять!», «Ты ведёшь себя безобразно! Все каникулы будешь читать!» Такое использование чтения, как наказание за совершённый проступок, развивает у ребёнка представление о нём как о скучном и тягостном наказании. Такими методами мы скорее не научим ребёнка чтению, но подвигнем его к изобретению способов избегания этого наказания. И если, наказывая детей чтением, сами за занятие это берёмся мы крайне редко, то дети будут мечтать о моменте, когда они вырастут и избавятся от каторги чтения на века, как в их глазах это сделали мы, их наставники. Самый верный путь заинтересовать ребят познанием через книгу - это самим относиться к нему как к подарку и отдыху. Наказанием может стать только лишение случая почитать, но никак не общение с любимым произведением. В некоторых семьях, взрослые охотно читают детские сказки и истории. И, наблюдая, с каким удовольствием делают это родители, вслед за ними дети стремятся прочесть те же произведения и пережить схожие эмоции. Иногда за интересной книжкой в такой семье выстраивается целая очередь. Ничто не способно подтолкнуть любовь к чтению сильнее стремления узнавать новое. В норме любознательность заложена в природе каждого человека, особенно молодого, а тем более ребёнка. То, что мы нередко «ленивы и нелюбопытны» является результатом негативных влияний. Люди, которым с детства были внушены некоторые психологические установки, отказываются от познания и размышлений. Это могут быть вариации на тему того, что «умным трудно живётся», «меньше знаешь – крепче спишь», и сообщения о бедной любопытной Варваре, которой «на базаре нос оторвали». Родители, придерживающиеся подобных убеждений, без труда наградят ими своих детей. В борьбе за детскую любовь сильнейшим конкурентом книги стал телевизор. Сражение это часто неравное. Сообщения, поступающие с голубых экранов, требуют от нас меньших умственных, физических и эмоциональных усилий для их восприятия. Нам не нужно в своей фантазии конструировать образы того, о чём идёт речь. Кинематографами и мультипликаторами всё уже сделано ранее. Так что с чистой ли совестью или скрепя сердце, дети и взрослые тянутся к более лёгкому источнику знаний. Читая и самостоятельно представляя себе персонажей и все перипетии сюжета, мы делаем это так, как необходимо именно нашей личности, нервной системе и разуму. А, просматривая фильмы и мультики, мы наблюдаем за тем, в чём нуждалась психика режиссёров и аниматоров. Но, даже осознавая это, предпочесть чтение захватывающему мельканию картинок на экранах довольно трудно. На помощь книге может прийти только искренняя любовь к ней взрослых. Когда в доме много книг, их читают, передают из поколения в поколение, они доступны для пользования, их обсуждают между собой, у ребёнка сложится о них представление как о привычной и необходимой части быта и жизни. Тоненькие и толстые переплёты должны присутствовать в семье и занимать в ней важное место. Если же сами мы не читаем, а просиживаем перед телевизорами, то нам не следует надеяться, что ребёнок наш однажды произнесёт: «Мама, выключи мультик. Пойду, почитаю на ночь!» В продолжение темы с телевизором, обычно всплывает тема проведения многих часов за компьютером. Мы склонны обвинять его и «всемирную паутину» в нежелании детей читать. Но сам по себе компьютер не является «абсолютным злом» и врагом детского воспитания. Проблемы, которые мы наблюдаем, обнаруживая своих малышей с мышками у мониторов, всегда отражают нечто, сформированное до того, как ребята там оказались. Часто, проанализировав собственное раздражение на пребывание детей у компьютеров, перед нами встают вопросы развития их интересов. Когда человек любит читать, то и во всемирной сети он выберет это занятие. Если же в физическом мире он предпочитает что-то иное, он останется верен своим пристрастиям и в виртуальном пространстве. Следует помнить, что гораздо сильнее чтения, телевизоров, и чего бы то ни было, дети любят своих родителей и берут с них пример. Поэтому, найдите минутку и обратитесь к самим себе. Постарайтесь понять, за что вы любите или не любите чтение, почему, порой, на него не хватает времени, отчего останавливаете свой выбор не на книге, а на чём-то ином. Разобравшись с собственным отношением к книге, мы способны помочь нашим детям сделать её хорошим и добрым другом на всю их грядущую жизнь Можно применить несколько банальных, но не менее действенных способов:
Помните, раньше считалось, что книга - лучший подарок. Возродите эту традицию в своём доме и дарите ребенку книги на любые праздники. И вот тут мы подходим к еще одному вопросу, какие же книжки покупать своему малышу? Выбирая книгу, помните:
Современная литература для детей многообразна и обширна по своему содержанию. Если вы боитесь ошибиться в выборе достойной книги, приобретайте книги авторов, проверенных временем, а также книги издательств, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке. Иллюстрации в детской книгедолжны быть на каждом развороте, изображения - похожими на реальные, в приятной для глаз цветовой гамме, во всех деталях соответствовать тексту, вызывать положительные, доброжелательные эмоции и чувства. Изображения злых героев не должны пугать детей. Другие статьи раздела:
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: |