Современный портал для детей и родителей

Репетиторы Мастер-классы Наши конкурсы
Партнеры

Проблемы детского чтения

Проблемы детского чтенияК сожалению, в последнее время наши дети все больше отдаляются от книг. Совместное чтение книг постепенно заменяется просмотром мультфильмов и компьютерными играми.

«Почитаешь, пойдёшь гулять!», «Ты ведёшь себя безобразно! Все каникулы будешь читать!»

Такое использование чтения, как наказание за совершённый проступок, развивает у ребёнка представление о нём как о скучном и тягостном наказании. Такими методами мы скорее не научим ребёнка чтению, но подвигнем его к изобретению способов избегания этого наказания. И если, наказывая детей чтением, сами за занятие это берёмся мы крайне редко, то дети будут мечтать о моменте, когда они вырастут и избавятся от каторги чтения на века, как в их глазах это сделали мы, их наставники.

Самый верный путь заинтересовать ребят познанием через книгу - это самим относиться к нему как к подарку и отдыху. Наказанием может стать только лишение случая почитать, но никак не общение с любимым произведением.

В некоторых семьях, взрослые охотно читают детские сказки и истории. И, наблюдая, с каким удовольствием делают это родители, вслед за ними дети стремятся прочесть те же произведения и пережить схожие эмоции. Иногда за интересной книжкой в такой семье выстраивается целая очередь.

Ничто не способно подтолкнуть любовь к чтению сильнее стремления узнавать новое. В норме любознательность заложена в природе каждого человека, особенно молодого, а тем более ребёнка.

То, что мы нередко «ленивы и нелюбопытны» является результатом негативных влияний. Люди, которым с детства были внушены некоторые психологические установки, отказываются от познания и размышлений. Это могут быть вариации на тему того, что «умным трудно живётся», «меньше знаешь – крепче спишь», и сообщения о бедной любопытной Варваре, которой «на базаре нос оторвали». Родители, придерживающиеся подобных убеждений, без труда наградят ими своих детей.

В борьбе за детскую любовь сильнейшим конкурентом книги стал телевизор. Сражение это часто неравное. Сообщения, поступающие с голубых экранов, требуют от нас меньших умственных, физических и эмоциональных усилий для их восприятия. Нам не нужно в своей фантазии конструировать образы того, о чём идёт речь. Кинематографами и мультипликаторами всё уже сделано ранее. Так что с чистой ли совестью или скрепя сердце, дети и взрослые тянутся к более лёгкому источнику знаний.

Читая и самостоятельно представляя себе персонажей и все перипетии сюжета, мы делаем это так, как необходимо именно нашей личности, нервной системе и разуму. А, просматривая фильмы и мультики, мы наблюдаем за тем, в чём нуждалась психика режиссёров и аниматоров. Но, даже осознавая это, предпочесть чтение захватывающему мельканию картинок на экранах довольно трудно.

На помощь книге может прийти только искренняя любовь к ней взрослых. Когда в доме много книг, их читают, передают из поколения в поколение, они доступны для пользования, их обсуждают между собой, у ребёнка сложится о них представление как о привычной и необходимой части быта и жизни. Тоненькие и толстые переплёты должны присутствовать в семье и занимать в ней важное место.

Если же сами мы не читаем, а просиживаем перед телевизорами, то нам не следует надеяться, что ребёнок наш однажды произнесёт: «Мама, выключи мультик. Пойду, почитаю на ночь!»

В продолжение темы с телевизором, обычно всплывает тема проведения многих часов за компьютером. Мы склонны обвинять его и «всемирную паутину» в нежелании детей читать.

Но сам по себе компьютер не является «абсолютным злом» и врагом детского воспитания. Проблемы, которые мы наблюдаем, обнаруживая своих малышей с мышками у мониторов, всегда отражают нечто, сформированное до того, как ребята там оказались. Часто, проанализировав собственное раздражение на пребывание детей у компьютеров, перед нами встают вопросы развития их интересов. Когда человек любит читать, то и во всемирной сети он выберет это занятие. Если же в физическом мире он предпочитает что-то иное, он останется верен своим пристрастиям и в виртуальном пространстве.

Следует помнить, что гораздо сильнее чтения, телевизоров, и чего бы то ни было, дети любят своих родителей и берут с них пример. Поэтому, найдите минутку и обратитесь к самим себе. Постарайтесь понять, за что вы любите или не любите чтение, почему, порой, на него не хватает времени, отчего останавливаете свой выбор не на книге, а на чём-то ином. Разобравшись с собственным отношением к книге, мы способны помочь нашим детям сделать её хорошим и добрым другом на всю их грядущую жизнь

Можно применить несколько банальных, но не менее действенных способов:

  • Личный пример. Вы читаете книги - и ребенок будет читать книги.
  • Введите ритуал укладывания спать: каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень любят укладываться спать, и возможность отдалить сон за счет прочтения книги им придется по душе.
  • Читайте ребенку всегда, когда есть возможность и уж совсем обязательно, если ребенок об этом попросил.
  • Читайте ребенку и большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение "с продолжением" поддерживает интерес к чтению.
  • Беседуйтес ребенком о прочитанном, побуждайте отвечать на вопросы.
  • Выходя из дома, захватывайте с собой книгу в дорогу. Вдруг представиться возможность, и вы сможете почитать своему ребенку!
  • Телевизор- как можно меньше. Попробуйте хотя бы один день в неделю обходиться без него.
  • У ребенка должна быть личная библиотека. Отведите место в книжном шкафу специально под детские книжки.
  • Водите ребенка в библиотеки, музеи, театры. Каждый такой поход будет знаменательным и ярким событием в его жизни.
  • Учите малыша обращаться с книгами: их нельзя изрисовывать, мять, кидать на пол и рвать. После прочтения книги сразу убираются на место.

Помните, раньше считалось, что книга - лучший подарок. Возродите эту традицию в своём доме и дарите ребенку книги на любые праздники.

И вот тут мы подходим к еще одному вопросу, какие же книжки покупать своему малышу?

Выбирая книгу, помните:

  • Книга должна соответствовать возрасту, умственному развитию ребенка и учитывать его читательские запросы и интересы.
  • Сюжет книги должен быть доступным, ярким, динамичным и легко запоминающимся.
  • Книги для самых маленьких(от года до трёх) должны быть небольшими по формату, с яркими и понятными картинками. Для таких малышей лучше всего подойдут истории, в которых действуют знакомые ребёнку персонажи - люди, животные и даже предметы, ведь маленькие дети всю окружающую реальность воспринимают как живую и одушевленную. 

Современная литература для детей многообразна и обширна по своему содержанию. Если вы боитесь ошибиться в выборе достойной книги, приобретайте книги авторов, проверенных временем, а также книги издательств, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке.

Иллюстрации в детской книгедолжны быть на каждом развороте, изображения - похожими на реальные, в приятной для глаз цветовой гамме, во всех деталях соответствовать тексту, вызывать положительные, доброжелательные эмоции и чувства. Изображения злых героев не должны пугать детей.

 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
Вы будете делать ребенку прививку от гриппа?
X
Здоровье Отдых
Афиша Спорт
Образование
 
Где отметить день рождения ребенка в Челябинске