Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы |
Психологическая готовность ребенка к школеПоступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет всю его жизнь. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, прилежно выполнять домашнее задание и т. д. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с «внутренней позицией школьника». Наличие такой позиции имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваевоемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен. Многие из сегодняшних будущих первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события. В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимую роль играют родители. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогает первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. В готовности ребенка к школе можно выделить два основных аспекта: интеллектуальная и личностная готовность. Интеллектуальная готовностьК поступлению в школу у ребенка должны быть достаточно развиты:
Личностная готовностьМногочисленные «можно, нельзя, надо, положено, правильно и неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут в разрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Тем не менее, начало школьного обучения для каждого ребенка является сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга и удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни, недели посещения школы, снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут…Они могут очень эмоционально реагировать на неуспехи и неудачи в своей деятельности, эмоционально реагировать на критику учителя. На данном этапе детям просто необходима постоянная положительная поддержка и одобрение. Если же преобладает постоянное недовольство учебной деятельностью ребенка со стороны родителей и близких – замечания, упреки – то у ребенка развивается высокая тревожность. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. Из-за высокой тревожности резко снижается самооценка ребенка, и как следствие этого, резко снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Некоторые приемы эмоциональной поддержки, которые способствуют более быстрой адаптации ребенка к школе:
И помните, что ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, и это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Поддерживайте вашего ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Другие статьи раздела:
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: |