Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы |
Развитие эмоционального мира дошкольников«Глухой к другим людям – останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…» В.А.Сухомлинский Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства, поведение. Заботиться об эмоциональном мире ребенка так же важно, как его физическом и умственном развитии. Ребенок проходит долгий путь эмоционального развития. Ему приходится учиться переживать, чувствовать и сочувствовать. И важность этого процесса нельзя недооценивать. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они порой не умеют сочувствовать и сопереживать своим сверстникам, которые попали в трудную ситуацию, где им можно или нужно помочь, а проявляют либо безразличие, либо смеются над ними. Исследования показали, что от степени развития эмоционального интеллекта зависит общее благополучие человека – его успехи и продвижение на работе, удовлетворенность отношениями с другими людьми, счастье в семейной жизни. Приходиться признать, что некоторые родители не знают, как заботится об эмоциональной грамотности своих детей. В нашем рациональном мире главные ценности – это знания, логика, суждения, оценки. Мы заботимся преимущественно о том, чтобы дети учились и правильно себя вели. В случае же непослушания свое недовольство выражаем повышенным тоном, критикой, наказаниями. И ребенок часто не понимает чувств взрослого, почему мама кричит, наказывает и в ответ на все это начинает упрямиться и негативно выражать свои эмоции. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. А помощниками в этом родителям могут стать и детские песенки, сказки, мультфильмы и семейные игры, знакомящие детей с миром человеческих эмоций. Для действительного освоения этого мира детям нужно живое общение с нами, взрослыми, причем общение особенное – такое, при котором «дисциплинарные» проблемы перестают быть в центре внимания, а на передний план выступает эмоциональная сторона жизни – переживания, рассказы о них, выслушивание их, обмен ими. Таковой является семейная игра автора Ю.Б.Гипенрейтер «Вместе переживаем и играем», направленная на развитие эмоционального интеллекта. Замысел ее – помогать родителям в организации живого эмоционального и развивающего общения с ребенком. В этой игре дети вместе с взрослыми погружаются в мир эмоций – делятся своими переживаниями, учатся называть, осознавать и различать оттенки чувств, понимать переживания других. Такая игра неизменно сближает детей и родителей, учит понимать чувства свои и других и направлена на развитие эмоциональной компетентности всей семьи. А самое главное - она сближает детей с родителями и стимулирует более открытое общение также между взрослыми членами семьи. Другие статьи раздела:
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: |