Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы |
Ребенок не слушается … Что делать? Рекомендации педагога-психологаРебенок не слушается… Проблема стара как мир. Казалось бы, за столько веков и даже тысячелетий должны были выработаться четкие рекомендации родителям о том, как воспитывать детей послушными. И они, конечно же, вырабатывались, но изменение жизненного уклада неизбежно влечет за собой перемены во взаимоотношениях людей. Особенно много разнобоя - в наше время. Многие родители дезориентированы. Они ведут себя с ребенком неуверенно, непоследовательно, чем лишь сбивают его с толку, не дают ощутить границ дозволенного. А ребенок начинает этим пользоваться, и в результате возникают напряжение, нервозность, конфликты. Многие родители обращаясь ко мне говорят: «Помогите пожалуйста, я уже ничего не могу сделать.» А ребенку всего лишь 7 лет! Т. е. семья уже не справляется с маленьким сыном или дочерью, а что будет дальше? Воспитание - процесс творческий, поэтому тут нельзя во всем полагаться на готовые рецепты. Решать как обращаться с непослушным ребенком необходимо прежде всего его близким, потому что они знают его особенности личностные и социальное окружение. В сложных ситуациях имеет смысл посоветоваться со специалистом. Но никогда не надо полностью передоверять такое важное дело, как воспитание, чужим людям. Ведь ответ за ребенка, за его поступки перед собой и перед людьми будут держать, прежде всего, родители. Причины конфликтного поведения между детьми и родителями.
Что делать?
А поскольку все это происходит на бессознательном уровне, причем в самом раннем возрасте, то запечатление дефектной модели поведения бывает очень прочным, и впоследствии она воспроизводится автоматически. Хвалите с умомОсновные кирпичики, из которых строится детский образ «я», это слова. Если ребенок постоянно слышит, что абсолютно все делает не так, он начинает считать себя неряхой, неумейкой, тотальным неудачником. У одних развивается повышенная застенчивость, у других, которые побойчее, бунтуют, своевольничают, злятся, вредничают, кривляются, идут вразнос т.е. становятся не управляемыми.Однако без похвалы улучшения не будет.
Родители прививают ребенку определенные ценности, и похвала является правильным ориентиром, а так как учащихся хвалят в основном за учебу, то получается порочный круг- хвалить-то свое чадо не за что. А что еще мы ценим в своем ребенке, кроме успеха в учебе, какие качества? Ведь если ценить только ум, сообразительность, стремление к знаниям и делать в воспитании упор лишь на это, то можно вырастить черствого амбициозного эгоиста. Не способствует похвала за учебу развитию многих других качеств, без которых трудно надеяться на успешную социализацию ребенка. Речь идет о миролюбии, об уживчивости в коллективе, чуткости, заботливости, верности. А как воспитать в мальчике специфические мужские качества или в девочке женские? Иногда детям на уроках психологии я даю задание: написать, как ласково их называют родители. В этот момент я всегда очень сожалею, что своих детей не видят родители, потому что это самое сложное задание для детей, кроме «молодец» и «умница» они не знают что писать и придумать ничего не могут ,так как не слышат ласковых слов, и как сказал один мальчик: «А вы потрудней ничего не могли придумать?» Уважаемые родители, старайтесь хвалить ребенка разнообразно, за простые человеческие качества и поступки, не ограничиваясь словами «умница» и «молодец», а также названием зверей в зоопарке, вспомните какие красивые слова у нас есть в русском языке и ваш ребенок, чтобы все чаще и чаще слышать эти замечательные слова и видеть вашу улыбку, будет стараться меняться в лучшую сторону, потому что хвалить - значит любить. А любовь творит чудеса.
Характеры у всех детей разные. То, что одному ребенку дается легко, другой делает со скрипом. Есть храбрецы, а есть трусишки , добрые и злые, щедрые и прижимистые и т. д. Те качества, которыми ребенок обделен, воспитывать довольно трудно, но возможно. Необходимо хвалить детей особенно за те поступки, которые даются им с большим трудом. Присутствовать рядом в трудных для него ситуациях и потом близким рассказывать об этом. Например, сын или дочь не хотят делиться чем-то, вы в более жесткой форме настояли, вынудили его поделиться или послушаться, обязательно нужно похвалить ребенка за то что поделился, даже если и под натиском. Это не будет лицемерием, ведь ребенок все равно хоть немного продвинулся по пути преодоления своих недостатков. Путь этот нелегок, и похвала тут выступает в роли костыля, без которого порой вообще не получается сделать ни шагу. Окрепнет душа - отпадет нужда в этих психологических «костылях».А пока силенок не хватает надо поддерживать, иначе упадет. Другие статьи раздела:
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: |