Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы |
Ребёнок плохо говорит. Почему?Большинство детей первые слова начинают произносить к 12 месяцам, некоторые — чуть раньше, другие — чуть позже. Хорошо, если ребенок к году говорит 8-10 слов. К двум годам ребенок должен объясняться короткими фразами, его словарный запас увеличивается до 200-300 слов, а к трем годам пополняется в 5 раз и составляет около 1000 слов. Многие дети начинают понимать речь рано, а говорить — поздно, поскольку мышцы рта и языка у них запрограммированы на более позднее или медленное развитие. Девочки начинают говорить раньше, чем мальчики. Возможно, это объясняется различием между полами, но, возможно, и тем, что мальчики чаще рождаются крупными и поэтому несколько больше расположены к гипоксическим и травматическим повреждениям в процессе родов. Отсюда и задержки в развитии речи. Важную роль играет и то, где, как и с кем проводит ребенок большую часть дня. Общение с другими детьми стимулирует развитие речи. Нередко дети, посещающие детские учреждения (ясли, детский сад), начинают говорить раньше, чем при индивидуальном уходе, — в силу необходимости, поскольку их желания и просьбы персонал не понимает и выполняет хуже, чем мама или няня. Современные дети к 5- 5,5 годам, как правило, овладевают всей системы родного языка, пятилетний ребенок четко произносит все звуки; говорит связно, используя в своей речи сложные предложения (до 10 и более слов), он без труда может пересказать сказку, рассказ, рассказ по картине или из собственного опыта. Словарный запас ребенка 5 лет составляет от 4 до 5 тысяч слов. Однако не все пятилетние дети достигают языковой нормы. Нередко у детей в этом возрасте возникают ошибки в произношении звуков: у одних могут быть задержки усвоении звуков, у других – неправильное формирование. У некоторых детей еще не закончилось усвоение шипящих звуков [ш], [ж] и [л], [р]. Эти звуки могут совсем отсутствовать в речи. Ребенок говорит «ампа» вместе лампа, «д.ова» вместо дрова. У ряда детей отмечается искаженное произношение звуков [c], [з], [ц] («сапка»- шапка, «лакета» -ракета, «табака» - собака). Встречаются у детей среднего и старшего дошкольного возраста и дефекты смягчения звуков, когда твердые звуки произносится мягко (дом – «дём») или наоборот, мягкое произносится твердо ( опять – «опат»). Более того, словарный запас некоторых детей беден, ограничен окружающим миром. Может быть нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает слоги или переставляет их, или заменяет слоги на более простые в плане произношения («мидол» - помидор, «тибот» - бутерброд, «масалет» - самолет). Такие дети неправильно используют в речи или пропускают предлоги (Мы ходили магазин мама. Я сплю с кровати). Некоторые дети даже в 6-7 лет затрудняются составить рассказ по картине. Они просто перечисляют изображенные на картине предметы. Могут иметь место и нарушения темпа речи. Он может быть как патологически убыстрен, когда ребенок слишком торопится, «проглатывая», недоговаривая окончания слов, так и замедлен. В чем же причины речевых нарушений у дошкольников?
Может плохо сказаться на речи детей и пребывание в двуязычном окружении. Разговаривая в раннем возрасте на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой. Нередко у одного и того же ребенка может наблюдаться взаимодействие сразу нескольких рассмотренных причин, что особенно неблагоприятно сказывается на овладении всей системой речи. Другие статьи раздела:
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: |