Современный портал для детей и родителей

Репетиторы Мастер-классы Наши конкурсы
Партнеры

Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста

rech_1.jpgВедущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье. В семье закладываются первые умения и навыки ребенка. Речь ребенка формируется на примере речи взрослых.  

Таким образом, взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний.  В раннем возрасте взрослый обеспечивает решение трех взаимосвязанных психологических задач: 

  • развитие у ребенка способности к речевому подражанию и различению звуков речи, что является основой для понимания смысла сказанного;
  • увеличение активного и пассивного словарного запаса;
  • формирования умения пользоваться речью в общении.

Также большую роль в развитии речи данного возраста играют выполнение артикуляционных, дыхательных упражнений и упражнений на развитие мелкой моторики.  

Приведём примеры игр и упражнений  каждой группы, не требующих специальной подготовки, которые можно выполнять в семье с ребёнком. Помните!  Всё должно  проводиться в игровой форме. Игра -  основная деятельность детей.

Игры на развитие способности к речевому подражанию

1. «Самолётики»

Способ выполнения: предложите ребёнку полетать . Но сначала он должен превратиться в быстрый самолётик и послушать стихотворение про него и «полетать» по комнате – побегать, расставив прямые руки в стороны.

По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолёт
Прямо вперёд!
Полетели в небе самолеты, загудели: У-У-У!

2. «Покормим птенчиков»

Я — мама-птица, а ты —птенчик. Птенчик веселый, он пищит: «Пи-пи-пи», — и машет крылышками (ребенок повторяет движения за родителем и произносит звукосочетание) .

  • Полетела мама-птица за вкусными крошками, а птенчик весело летает и пищит. (ребенок  произносит: «Пи-пи-пи».)
  • Прилетела мама и начала кормить своего птенчика  (ребенок приседает, поднимает голову вверх, птенчик  широко раскрывает клювик, ему  хочется вкусных крошек (родитель имитирует, что кормит птенчика, добиваясь, чтобы ребенок пошире раскрывал рот).  Мама покормила и улетела, а птенчик опять летает и пищит. Игра повторяется 2-3 раза.

Игры на развитие артикуляционной моторики

1. «Поиграем на дудочке» 

Предложите ребенку «поиграть» на дудочке: сначала покажите настоящую дудочку, поиграйте на ней, затем изобразите игру на дудочке с помощью движений рук и озвучьте ее: Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяй за мной!

Упражнение для щёк

  • Надувание обеих щёк одновременно.
  • Надувание щёк попеременно.
  • Втягивание щёк в ротовую полость между зубами

Упражнения для губ

  • «Заборчик». Способ выполнения: улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении, подсчёт до 10.
  • «Хоботок». Способ выполнения:Губы « вытянуть» вперёд длинной «трубочкой». Дышать через носовые проходы. Удерживать в таком положении 10 секунд.

Упражнения для языка

  • «Лопаточка». Способ выполнения: широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 секунд.
  • «Вкусное варенье».  Способ выполнения: высунуть широкий  язык, облизать верхнюю губу и убрать в глубь рта. Повторить10 раз.
  • «Часики». Способ выполнения: высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт (тик - так, тик - так). Проделать 10-15 раз.

Игры на развитие дыхания

  1. «Согреем бабочку». Ребёнок  сидит на стуле. Родитель (взрослый) показывает  воображаемую бабочку, рассказывает, что она замёрзла и не может взлететь. Предлагает   согреть её своим дыханием. Ребёнок дышит на ладошки.
  2. «Воздушный шарик».  Взрослый (родитель) обращает внимание ребенка на то, что у него в руках воздушный шарик. Посмотри,  как я его буду надувать его (надувает воздушный шарик, а затем его сдувает). Далее предлагает ребенку  повторить действия с   шариком.

Игры на развитие мелкой моторики

1. «Сорока - ворона»

Ребенок сидит на стульчике, проговаривает слова –  потешки и по очереди массирует пальчик правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем,  а в конце потешки поглаживает  ладошки.

Сорока – ворона кашу варила,
Сорока –ворона деток кормила,
Этому дала, и этому дала.
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому  -
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила.

Важно  также использовать  в семье  все виды деятельности, которые способствуют формированию и развитию речи ребенка: рассказывание сказок, стихов, чтение и обсуждение книг, музицирование  и пение. Всё это помогает  ему освоить правильное произношение звуков, расширяет словарный запас, стимулирует желание говорить, рассказывать, спрашивать.

 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
Вы будете делать ребенку прививку от гриппа?
X
Здоровье Отдых
Афиша Спорт
Образование
 
Лучшие частные детские сады в Челябинске по версии портала ChelDeti.ru