Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.
Систематические занятия физической культурой помогают выработать правильную осанку. Особенно полезны для выработки хорошей осанки плавание, гребля, гимнастика, волейбол, баскетбол.
Проблема профилактики нарушения осанки – одна из наиболее часто обсуждаемых среди специалистов, занимающихся вопросами укрепления здоровья школьников.
Различные нарушения осанки хотя и составляют группу функциональных расстройств опорно-двигательного аппарата человека и не являются в полном смысле этого понятия заболеванием, однако, сопровождаясь нарушением функционирования внутренних органов и нервной системы, создают в организме ребенка условия для развития целого ряда заболеваний, и в первую очередь позвоночника.
Осанка – это двигательный навык, и и его формирование требует многократных ежедневных повторений специальных упражнений.
Упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки:
Принять правильную осанку у стены. При этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пятки должны касаться стены.
Принять правильную осанку у стены. Закрыть глаза, отойти от стены на один-два шага.
Принять правильную осанку у стены. Присесть, разводя колени в стороны. Медленно встать, не отрывая спины от стены.
Принять правильную осанку у стены. Сделать один-два шага, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку у стены. Можно выполнить с закрытыми глазами.
Принять правильную осанку у стены. Приподняться на носках, удерживаться в таком положении 3-5 с. Возвратиться в исходное положение.
То же упражнение, но без стены.
Принять правильную осанку у стены. Выполнение различных движений руками (руки вверх, в стороны, к плечам, на пояс, вперед).
Принять правильную осанку у стены. Наклоны вперёд на 45, ноги и поясничная область прижаты к стене.
Принять правильную осанку у стены, руки к плечам. Выполнение наклонов вправо, влево, не отрывая спины от стены.
Принять правильную осанку у стены, руки на пояс. Различные движения ногами, не отрывая спины от стены.
Принять правильную осанку у стены. Передвижение приставным шагом вправо и влево, не отрываясь от стены.
Принять правильную осанку у стены. Потянуться вверх всем телом, опустить плечи, вытянуть позвоночник, выдох. Исходное положение - вдох.
Расслабиться, опустить голову. Вернуться в исходное положение.
Гимнастика для позвоночника
(выполнять можно совместно с детьми).
Исходное положение: лежа на животе, ноги и руки вместе, вытянуты. Левая рука и правая нога одновременно движутся в противоположных направлениях. Полное расслабление. (Выполняется 4 раза) .
Исходное положение: лежа на животе, ноги и руки вместе, вытянуты. Правая рука и левая нога одновременно двигаются в противоположных направлениях. Полное расслабление. (Выполняется 4 раза) .
Исходное положение: лежа на животе, ноги и руки вместе, вытянуты. Ноги сгибаем так, чтобы стопы плотно прилегали одна к другой. Руки закладываем под голову. В этом положении начинаем «ёрзать», изгибая туловище то в одну, то в другую сторону (10 раз). Подражайте рыбке, плывущей в хрустальной воде теплого озера.
Исходное положение: лежа на животе, ноги и руки вместе, вытянуты. «Упражнение «Змея». Ладони рук на полу под плечами. Голова упирается на подбородок. Медленно прогибаемся так, чтобы увидеть потолок. Изгибаем позвоночник, а руки не работают. Застыли в этом положении 10-15 секунд и медленно, медленно, подбородком вперед, опускаемся. Полнейшее расслабление… Пауза приблизительно равна по времени упражнению и может быть даже дольше (4 раза) .
Упражнение «Кошечка», знакомое многим с детства. Встаем на четвереньки и воображаем, что мы кошечки, и подлезаем под забор. Руки сгибаем в локтях, грудь приближается к полу, позвоночник изгибается и двигается под неведомой преградой вперед. Под «забор» пролез таз, руки выпрямились, голова запрокинута на спину, застыв смотрим на потолок 3-10 секунд. Затем медленно проделываем все в обратной последовательности: сначала под «забором» пролезает таз, потом прогнутая спина и, наконец, голова. Выпрямляя руки, выгибаем спину, как рассердившаяся кошечка, дугой. Упражнение повторяем 6-10 раз.
Упражнения для мышц брюшного пресса
(выполнять можно совместно с детьми).
Исходное положение для всех упражнений: лежа на спине.
Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах.
Согнуть обе ноги, разогнуть и медленно опустить их.
«Велосипед» (4 раза по 10 секунд) .
Руки за головой, поочередно поднимать прямые ноги (8 раз) .
Упражнения для укрепления мышц спины для детей старшего возраста
(выполнять можно совместно с детьми).
Исходное положение: лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить. Удерживать это положение 3-7 секунд.
Исходное положение: лежа на животе, имитационные движения рук – «брасс», ног – «кроль». Следить за дыханием (4 раза по 10 секунд) .
Упражнения в парах:
исходное положение: лежа на животе друг против друга, мяч в согнутых перед собой руках. Перекатывание мяча партнеру, ловля мяча с сохранением приподнятого положения головы и плеч (8 раз);
исходное положение: лежа на животе друг против друга. Бросок мяча партнеру. Руки вверх, голова и грудь приподняты, поймать мяч (8раз).
Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков ещё не закончено, кости гибки и податливы, и неправильная посадка за партой, неверная поза за верстаком могут вызвать такие нарушения. Вредно носить тяжести в одной руке, спать в постели с сильно прогибающейся сеткой, пользоваться мебелью, не соответствующей росту. Часто плохая осанка возникает у ослабленных, болезненных детей. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу.
Осанка нарушается и при недостаточном освещении, поскольку при чтении и письме приходится низко наклоняться над книгой и тетрадью.
Незначительные нарушения осанки устраняются в результате занятий утренней гимнастикой и физкультурой.
Следствием нарушения осанки является остеохондроз. Для всех страдающих этим заболеванием полезны массаж, самомассаж, упражнения в воде, плавание, особенно стилем брасс на спине, упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса.
При напряжении мышц усиливается давление на нервные окончания и ухудшается кровоснабжение межпозвонковых дисков, поэтому важно включать в обычную зарядку упражнения на расслабление.
Памятка для родителей
В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня детей, что и в детском саду.
У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать). Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на оберуки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом.
Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.
Обратите внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с высокойподушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, появляется сколиоз.
Следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.
Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.
Ходить детей надо приучать с приподнятой головой, развёрнутыми плечами
Для выработки ощущения правильной осанки можно положить на голову ребёнку небольшую тяжесть, например книгу весом не более 200 -300 г, предварительно придав голове правильное положение, и предложить пройти с ней определённое расстояние, не уронив, затем убрать книгу, но продолжать идти так, будто книга на голове.
Правильная поза ребенка во время сна. Так же во время сна ребёнку нужно лежать вытянувшись на спине, животе, на боку, но не «калачиком». Постель не должна быть слишком мягкой, подушка высокой.
Правильная поза при посадке за столом. Ноги на полу под прямым углом. Локти не должны свисать
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! СЛЕДИТЕ ЗА ОСАНКОЙ ДЕТЕЙ, И ВЫ СОХРАНИТЕ ИМ ЗДОРОВЬЕ!
Литература:
Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст]. - М., Просвещение. 1975 г.
Халезин Х.Х. Правильная осанка [Текст]. - М., Медицина. 1972 г.
Танкова-Ямпольская Р.В. и др. Основы медицинских знаний [Текст]. - М., Просвещение. 1981 г.
Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]. - Новокузнецк. 1998 г.
Коростелев Н.Б. От А до Я [Текст]. - М., Медицина. 1980 г.
Барашева О. Правильная осанка – залог успеха в жизни. М., 2000
Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. СПб., 1997
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка. М., 1998 г.