Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы |
Читаем всей семьейЗначение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако приходится констатировать, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому-восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Главной задачей чтения является эстетическое и нравственное развитие и воспитание учащихся. На уроках литературы ученики размышляют над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, причинами поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья. При анализе художественных текстов у учащихся постепенно формируются нравственные представления и убеждения. Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать. Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель. Огромную роль играют вечера семейного чтения, наполненные живым, умным словом. Во время такого чтения отец и мать сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны. Важно помочь ребенку полюбить сказки. Сказка - первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К.Чуковский, сказка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб. Сказку необходимо сделать помощником в развитии ребенка. Одни сказки учат мыслить логически, развивают воображение, речь, другие - учат делать свой выбор. Интересно играть со сказками – путешествиями. Здесь последовательно развивается сюжет: «Что будет дальше?». Дети любят перевоплощаться в «путешественников» и стараются угадать, что же дальше произойдет с героем – путешественником, как может закончиться сказка. Также развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Дети, как никто, остро чувствуют ритм и музыку стихов. Они интуитивно понимают, что самые обыкновенные фразы звучат по-особому, если они осмыслены поэтом. Родители могут ненавязчиво помочь ребенку обнаружить, что слова в стихах не живут отдельно друг от друга, а внутренне между собой связаны, что они отобраны и особым образом соединены, что поэтическая речь имеет определенный звуковой и ритмический строй. Для этого можно использовать такие приемы, как подбор к каждому слову синонимов, закрашивание слов разным цветом: голубым - слова в прямом смысле, розовым - в переносном. Полезно после разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет родителям разобраться, насколько понят смысл и настроение стихотворения. Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Если семья выписывает периодические издания, можно начать сбор вырезок по интересующим детей вопросам: о животных, растениях, технике, истории, природных явлениях, спорте. Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть долгая: их читали бабушка, дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге, это отношение к книге дополняется чувствами к самым дорогим людям. Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного. Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном. Только общими усилиями семьи и школы можно привить любовь к книге. Ведь именно чтение формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. Другие статьи раздела:
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: |