Современный портал для детей и родителей

Репетиторы Мастер-классы Наши конкурсы
Партнеры

Как подготовить ребенка к школе?

Как подготовить ребенка к школе?Близится время, когда ребенок пойдет в школу. Это важное событие в жизни всей семьи, которое коснется всех членов семьи. Самое главное – изменится ваш ребенок. Постоянно развивающийся, радующий и огорчающий Вас, он перейдет очередной рубеж – станет школьником.

Итак, что же такое школьная зрелость или как говорят, психологическая готовность к школе? Любой ли ребенок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться? Очевидно, что это нет так.

Часто считается, что по достижении 7-летнего, а теперь и 6-летнего возраста этот вопрос решится сам собой и родители бывают разочарованы, когда им говорят, что их ребенок не подготовлен к школе. Что значит не подготовлен – удивляются они. Разве не в школе их должны учить читать, писать и вообще – заниматься общим развитием? Это не совсем верно. Дело в том, что путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то наоборот, не умеет улыбаться, но затем начинает говорить целыми словами, фразами и даже запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками. Каждый возраст приносит что-то новое в психологический облик ребенка. Основные новообразования дошкольного детства – умение играть в ролевые, сюжетные и, что самое главное для школы – в игры с правилами. Ребенок моделирует в игре отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации – в одних он лидирует, в других подчиняется, в третьих осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. Поэтому важнейшая предпосылка готовности к школе – ребенок должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Интеллектуальная зрелость  для возраста 6-7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а так же развитие тонких движений руки и их координации.

Эмоциональная зрелость  - это умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, т.е. развитие произвольности поведения.

Социальная зрелость  - подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать, выполнять указания старших.

За основу готовности  к школе принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может учиться в школе.

Если вы пробовали заниматься с ребенком, играть, задавать вопросы. Результаты могли вас разочаровать. Но помните, что мы все – ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе – комплекс способностей, поддающихся упражнению.

В возрасте 6-7 лет у ребенка несколько желаний-побуждений. Часто они меняются или пересекаются с другими желаниями. Поэтому удержать внимание на одном уровне и том же предмете для этих детей – задача большой сложности, поэтому трудно их обучать в школьном режиме.

Произвольность, способность действовать по собственной воле, возникает в период дошкольного детства и среди первоклассников еще много импульсивных не умеющих управлять своим поведением. Такие дети в классе могут встать, подойти к окну, посмотреть что там делается, выйти из класса, подойти к шкафу пересмотреть книги и т.д. конечно, это со временем пройдет, однако в условиях коллективного обучения импульсивные дети нарушают его ход, отвлекая других детей.

Итак, необходимо формировать произвольность – умение детей:

  • сознательно подчинять свои действия правилу;
  • ориентироваться на заданную систему требований;
  • внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания;
  • самостоятельно выполнять требуемое задание по образцу.

Один из навыков, который должен сформирован к школе – это развитие точных движений или как мы называем – тонкой моторики. Развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и  траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и следовательно способствует умению говорить. В головном мозге самые большие зоны обслуживают движение руки, особенно кисти и больше всего – большого пальца.

Полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности.

Развитие движений ребенка происходит от плеча к кисти. К 6-7 лет моторика готова к тому, чтобы писать.

Очень часто общеинтеллектуальное развитие ребенка опережает его моторные навыки и бывает обидно, если обучение в школе осложняется или вообще откладывается на год по этой причине.

Каждый родитель имеет возможность оценить тонкую моторику ребенка и потренировать ее, если обратить внимание на то, как ребенок рисует. И еще одно. Не раньше чем к 7-8 годам становится ясно, какая рука у ребенка ведущая правая или левая. Если вы заметили, что он чаще действует левой, не пытайтесь насильно переучивать его без консультации с психологом или дефектологом. Нередко это нарушает гармонию его эмоционально-личностного облика.

Упражнения: лепка, рисование, поделки из природного материала, расстегивание и застегивание пуговиц, открывание и закрывание двери, вырезание из бумаги фигур.

Развитие речи.

Способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию – важные условия и показатели общекультурного развития ребенка.

Развернутость ответа, способность аргументировать свое мнение являются важными критериями усвоения знаний. Чтобы ученик хорошо понимал учителя и умел быстро и отчетливо отвечать ему, необходимо развивать речевые навыки ребенка, расширять его словарный запас. Существует много различных игр, упражнений – описание картины, предметов, отгадывание загадок, вопросы «Почему», придумывание  слов на одну букву, запоминание  предметов, пересказ.

Подготавливая ребенка к школе, важно помнить о том, чем он станет заниматься, будучи первоклассником. Наиболее значительные навыки, которые школа дает ребенку – это умение читать, писать, считать.

Научиться читать для ребенка гораздо легче, чем писать.

Многие исследователи полагают, что учить ребенка чтению следует, как он только начинает говорить.  Период чувствительности, который приходится на возраст 2-3-4 лет часто угасает.

Хорошие навыки чтения являются необходимой предпосылкой для обучения грамотности. Чем раньше он начнет читать. Тем выше шанс того, что он вырастет образованным человеком.

Но надо знать как учить.

Главное условия – это умение соотносить звуковой и зрительный ряд.

Все занятия необходимо проводить в игровой форме.

Очень важно научить ребенка быть внимательным, потому что в противном случае, если он не сможет сосредоточиться на объяснении учителя, на решении задачи и т.д. есть риск, что он быстро окажется в рядах неуспевающих.

Внимание – вещь коварная.

В школе много рассеянных детей и это очень вредит им в учебе. Часто ошибки по невнимательности приносит много огорчений.

Внимание характеризует и личность ребенка в целом, он отражает характер и темперамент ребенка в этом смысле, конечно, с трудом поддается воспитанию, однако можно и следует тренировать внимание в отдельных видах деятельности.

Самое главное – это развитие мышления. Очень многие жалуются на слабую память, плохое внимание, но никто не согласится признать, что у него плохое мышление. Мышление вступает в том случае, если человек встает перед нерешенной задачей, проблемой и должен непременно решить.

Большое значение имеет воспитание в семье. Очень важно, что говорят и как говорят родители о школе, об учителях, как идут взаимоотношения в семье между родителями, в отношении ребенка.

Если ребенок испытывает давление в семье – это быстро приводит к истощению нервной системы и возникновению неврозов.

Как правило, учитель сразу видит и может воспроизвести семейную ситуацию в ребенке по его поведению, по его отношению к другим детям, к взрослым. Поэтому именно в семье ребенок приобретает первые образы общения, в том числе и умение разрешать сложные ситуации.

Психологами и педагогами давно замечено, что чрезмерное подавление приводит либо защитно-агрессивной реакции при отсутствии доверия к другим людям, либо напротив к чрезмерной пугливости, неспособности постоять за себя. И то и другое приносит школе большие неприятности.

Правильное воспитание построено на взаимном уважении и доверии в семье.

 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
X
Здоровье Отдых
Афиша Спорт
Образование
 
Лучшие частные детские сады в Челябинске по версии портала ChelDeti.ru