Основные причины школьной неуспеваемости
Под школьной дезадаптацией понимают несоответствие личности школьника условиям обучения. Школьная дезадаптация ребёнка определяется на основе нескольких критериев:
- Неуспешность в обучении по программам, соответствующим его возрасту;
- Нарушения эмоционально- личностного отношения к обучению, учителям и жизненной перспективе, связанной с учёбой;
- Повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения в виде антидисциплинарных поступков.
Одним из главных проявлений школьной дезадаптации является школьная неуспеваемость, которую определяют как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности.
Выделяют три группы факторов, влияющих на возникновение школьной неуспеваемости.
- Нейрофизиологические факторы:
- неравномерность развития психических функции
- неврологическая симптоматика
- отклонения в работе органов чувств
- Педагогические факторы:
- стиль родительского воспитания
- характиристики школьной среды
- пробелы в дошкольной подготовке
- Психологические факторы:
- несформированность процессов саморегуляции
- недостаточность мотивации
- нарушения в сфере межличностных отношении
На практике все названные факторы могут сочетаться друг с другом.
Углубленная диагностика помогает определить главную причину школьной неуспеваемости, чтобы сделать психолого-педагогическую коррекцию максимально эффективной.
Анализ ошибок по тетрадям
Анализируя ошибки, допушенные учеником, можно обнаружить закономерности их возникновения и поменять механизмы трудностей, мешающих правильному усвоению материала по одному или нескольким предметам. Кроме того, исправления , внесённые учителем ,указывают на характер его требований, предъявляемых к школьнику, что также необходимо учитывать при психологической коррекции трудностей обучения.
Чем младше школьник , тем менее дифференцированы его знания. Поэтому коррекции должны подвергаться не отдельные ошибки (эта задача учителя), а особенности психических функций и их связи между собой.
Анализ ошибок по школьным тетрадям следует вести по нескольким направлениям.
- Общий вид работы. Данный критерий учитывает количество ошибок и соблюдение требований к оформлению работы: как школьник располагает её на листе, соблюдает ли границы полей, отступы в начале абзацев, имеются ли тенденции к микрографии или макрографии в конце строк или слов.
- Динамика ошибок. Следует обращать внимание на то, зависит ли количество ошибок от новизны и сложности темы, от времени выполнения работы (дня, недели, четверти, года).
- Определение типа ошибок. На этом этапе психолог относит имеющиеся ошибки к различным категориям. Можно условно выделить несколько основных типов:
- пространственные - связаны с неверной ориентацией в пространстве букв и цифр, неправильным восприятием разрядного строения числа;
- речевые - связаны с неправильным слуховым восриятием слов или их неверным употреблением;
- смысловые - возникают из-за непонимания или непрочного усвоения учебного материала;
- регуляторные - ошибки, связанные с недостаточностью произвольной регуляции и контроля за собственной деятельностью, к которым относятся недописывания слов, пропуски букв и слов, описки и.т.д;
- нейродинамические - к ним можно отнести любые ошибки; аналогичные описанным выше, но возникающие по причине утомления или кратковременного снижения работоспособности;
- Выделение доминирующего типа ошибок. Имеет смысл устанавливать иерархическую связь между ошибками, определяя, какие из них являются основными, а какие - лишь следствием первых.
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: