Современный портал для детей и родителей

Репетиторы Мастер-классы Наши конкурсы
Партнеры

Основные причины школьной неуспеваемости

Основные причины школьной неуспеваемостиПод школьной дезадаптацией понимают несоответствие личности школьника условиям обучения. Школьная дезадаптация  ребёнка определяется на основе нескольких критериев:

  • Неуспешность в обучении  по программам, соответствующим его возрасту;
  • Нарушения эмоционально- личностного отношения  к обучению, учителям и жизненной перспективе, связанной с учёбой;
  • Повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения  в виде антидисциплинарных поступков.

Одним из главных проявлений школьной дезадаптации является школьная неуспеваемость, которую определяют как несоответствие подготовки  учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности.

Выделяют три группы факторов, влияющих на возникновение школьной неуспеваемости.

  1. Нейрофизиологические факторы:
  • неравномерность развития психических функции
  • неврологическая симптоматика
  • отклонения в работе органов чувств
  1. Педагогические факторы:
  • стиль родительского воспитания
  • характиристики школьной среды
  • пробелы в дошкольной подготовке
  1. Психологические  факторы:
  • несформированность процессов саморегуляции
  • недостаточность мотивации
  • нарушения в сфере межличностных отношении

На практике все названные факторы могут сочетаться друг с другом.

Углубленная диагностика  помогает определить главную причину школьной неуспеваемости, чтобы  сделать психолого-педагогическую коррекцию максимально эффективной.

Анализ ошибок по тетрадям

Анализируя ошибки, допушенные  учеником, можно обнаружить закономерности их возникновения и поменять механизмы трудностей, мешающих правильному усвоению материала по одному или нескольким предметам. Кроме того, исправления , внесённые учителем ,указывают на характер его требований, предъявляемых к школьнику, что также необходимо учитывать при психологической коррекции трудностей обучения.

Чем младше школьник , тем менее дифференцированы его знания. Поэтому  коррекции должны подвергаться не отдельные ошибки (эта задача учителя), а особенности психических функций и их связи между собой.

Анализ ошибок по школьным тетрадям следует вести по нескольким направлениям.

  1. Общий вид работы. Данный критерий учитывает количество ошибок и соблюдение требований к оформлению работы: как школьник располагает её на листе, соблюдает ли границы полей, отступы в начале абзацев, имеются ли тенденции к микрографии или макрографии в конце строк или слов.
  2. Динамика ошибок. Следует  обращать внимание на то, зависит ли количество ошибок от новизны и сложности темы, от времени выполнения работы (дня, недели, четверти, года).
  3. Определение типа ошибок. На этом этапе психолог относит имеющиеся ошибки к различным категориям. Можно условно выделить несколько основных типов:
  • пространственные - связаны с неверной ориентацией в пространстве букв и цифр, неправильным восприятием разрядного строения числа;
  • речевые - связаны с неправильным слуховым восриятием слов или их неверным употреблением;
  • смысловые - возникают из-за непонимания или непрочного усвоения учебного материала;
  • регуляторные - ошибки, связанные с недостаточностью произвольной регуляции и контроля за собственной деятельностью, к которым относятся недописывания слов, пропуски букв и слов, описки и.т.д;
  • нейродинамические - к ним можно отнести любые ошибки; аналогичные описанным выше, но возникающие по причине утомления или кратковременного снижения работоспособности;
  1. Выделение доминирующего типа ошибок. Имеет смысл устанавливать иерархическую связь между ошибками, определяя, какие из них являются основными, а какие - лишь следствием первых.
 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
X
Здоровье Отдых
Афиша Спорт
Образование
 
Где отметить день рождения ребенка в Челябинске