Современный портал для детей и родителей

Репетиторы Мастер-классы Наши конкурсы
Партнеры

Роль книжной деятельности в жизни ребенка

Роль книжной деятельности в жизни ребенкаКнига – это воспитатель человеческих душ, книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Она является одним из источников информации. В современном обществе резко возросла роль телевизора, компьютера и других технических средств, в связи с этим к сожалению принижается роль чтения книги. 

Бесконечное сидение перед телевизором и его влияние на детей, резко отличается от влияния на психику взрослых. Потому что они слепо доверяют тому, что видят на экране. Такое же влияние оказывает и компьютер.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, дофантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает память, внимание, воображение, творческие способности, умение думать самостоятельно, анализировать,  и делать выводы. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект. Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Поэтому прививать любовь к книге надо начинать с раннего возраста. И мы взрослые эту задачу должны решать сообща совместными усилиями: дома-родители уделяют большое внимание чтению, а в детском саду-воспитатели.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый  комплекс взаимосвязанных задач:  нравственного, умственного, эстетического  воспитания. Также существуют методы и приемы работы с книгой (рассматривание иллюстраций, инсценировка, рассказ, чтение, беседы, заучивание, обыгрывание, театр и.т.д. ). Традиционным методом является оформление книжных уголков в группах детского сада. В каждой группе есть свой книжный уголок. В них представлена литература, соответствующая возрасту детей. В книжных уголках младших групп помещают, как правило, издания с яркими крупными иллюстрациями. 

Содержание  книжного уголка средних и старших групп детского сада определенно меняется, для них книга становится важной частью духовной жизни, у детей  появляются  литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Они подолгу рассматривают книги о войне, родине и разных приключениях; ребята начинают интересоваться букварем и азбукой. 

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог. В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием  действия в сказке, сочувствовать  положительным героям. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают  смысл стихотворения. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. Сопровождать чтение необходимо показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также со 2 младшей группы учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного  произведения, но и на некоторых  особенностях языка (образные слова  и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.

Следующий метод приобщения к книге - это инсценирование и драматизация сказок. С помощью воспитателя дети показывают различные отрывки из сказок. Но в основном это русские народные сказки, они позволяют лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Они помогают в решении проблем в поведении детей (детская агрессивность, замкнутость, стеснительность). С помощью драматизации у детей развиваются творческие, артистические способности. Тематика и содержание  театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. В театрализованной деятельности дети отражают впечатления от прочитанного, выражают свое отношение к героям. Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализованные игры пользуются у них неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают ответы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: развитие речи, памяти и воображения детей. С помощью сказки можно познакомить малышей с явлениями природы, окружающим миром во всём его многообразии. Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения  в развитии ребенка дошкольного  возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе.

Вывод: положительное отношение к книге, к процессу чтения станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе.  И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
X
Здоровье Отдых
Афиша Спорт
Образование
 
Лучшие частные детские сады в Челябинске по версии портала ChelDeti.ru