Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы |
Шахматы. Быть или не быть, вот в чем вопросПрекрасно в нас влюбленное вино И добрый хлеб, что в печь для нас садится, И женщина, которою дано, Сперва измучившись, нам насладиться. Но что нам делать с розовой зарей Над холодеющими небесами, Где тишина и неземной покой, Что делать нам с бессмертными стихами? Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать… Вечно спешащим родителям-читателям, возможно, проскочившим гениальные строки поэта, сгинувшего в подвалах Лубянки (о чем это автор? и главное о ком?), советую сразу перейти в конец текста и прочитать небольшой раздел, взятый из «Дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы» МБУДО СДЮСШОР №9 по шахматам и шашкам г. Челябинска. Каждое слово в ней истинно и мудро. Читайте, и да будет вам счастье. Читателям-родителям, заинтригованным голубеющими небесами, поэзией, упаси Господи, женщиной, предлагаю продолжить этот ряд. Например – музыка, живопись и, конечно же, герой нашего текста – шахматы. Воистину, ни взять, ни выпить, ни поцеловать. Современным языком выражаясь – не продать. Устраиваемся поудобнее и… Жизнь человека в пространственно-временном континууме. Чего только в ней нет. Желание шутить на тему, чего в ней нет, у автора отсутствует. Но мудрость в отношениях с собственным ребенком – божественный дар, данный не каждому родителю, следовательно, не часто встречаемый. Зато всего другого с избытком. Чего только нет. С одной стороны, желание избавить ребенка от каких-либо проблем и невзгод, с другой стороны, «мы знаем как надо». С одной стороны, бесконечная опека, с другой стороны, абсолютное равнодушие к тому, что хочет конкретно ваш ребенок. И наш ребенок изучает иностранные языки, если мы ими не владеем. И наш ребенок постигает таинства фигурного катания, если сами мы не стоим на коньках. Одним слово, чаще всего амбиции и тщеславие взрослых, но не интересы маленького человека стоят на первом месте. А мы, взрослые, состоим из многих ингредиентов. Помните стихи «из чего только сделаны мальчики, из чего только сделаны девочки»? Из чего же сделаны взрослые? Из норм, табу, догм, стереотипов. И, не сознавая того, мы передаем свой жизненный опыт собственному чаду. Остановимся на стереотипах. На одном из них: «запретный плод всегда сладок». Хотим мы этого или нет – мы впитываем его с молоком матери. И, поскольку читатель-родитель ждет от меня хвалебную песнь во славу Великой и Мудрой «Игры в бисер шахматы» (она будет, она уже есть в конце текста), автор начинает от обратного. Почему не нужно обучать детей шахматам (в тайне надеясь, что это будет воспринято как скрытая реклама).
3. Третий пункт вытекает из второго. Шахматы пестуют индивидуальность, культивируют Эго ребенка. И в будущем придется сильно потрудиться, доказывая ему, что «Мы» важнее, чем Я (о чем это автор). Если же вас, уважаемые читатели-родители, не интересуют победы и общественное внимание (местное ТВ, в частности). Если упавшего (проигравшего) не подтолкнем, если набоковское «любите ваших детей – вы не знаете, как сложится их жизнь». Если «Защита Лужина», того же Набокова, не ставит для вас клеймо на всех шахматистах. Если высказывание «специалист подобен флюсу», вам понятно и вами одобряемо (трагедия узкой специализации). Если, возможно самое главное, вы способны вместе с ребенком овладеть шахматными азами (при вашей-то взрослой занятости), то есть, разделить с ним радость познания шахматной игры. Если вы понимаете суть Золотого числа 10000 часов. Автор насчитал семь «Если», и вовремя остановился. Их может быть гораздо больше. Важно только одно «Если» – если вас, лично вас манят шахматы, волнуют и пугают одновременно, то вперед – отдавайте ребенка в шахматное Зазеркалье. Очень тихо, скороговоркой, слово от автора: шахматы – это круто, это весело, шахматную партию можно сравнить с детективом, с комедией ошибок, с трагедией, и даже с эпосом. Шахматная партия позволяет Икаром взмывать в победные выси, но разрешает и демоном низвергаться в Гранд-Каньон. И всегда ответственность лежит только на шахматисте, даже если он очень юный. В заключение, автор хочет привести маленький пример из собственного опыта шахматного взаимодействия с малышами – слушают взахлеб. Успеха вам. Сказка про то, как Белая Пешечка, она же Красная Шапочка, пирожки Бабушке носила. Необходимые атрибуты: фантазия ребенка, память, концентрация внимания, мобильный телефон (таймер 0.02) и лазерный фонарик-указка, показывающий траекторию фигур. За доской в пределах поля e9 стоит белый ферзь – Бабушка. Персонажи:
Содержание. Литературный зачин – сочиняется ребенком. 1. Осмотрительный ход Красной шапочки. 2. Вынужденный ход Красной шапочки. 3. Звонок другу Слону (диалог). Ход одной из белых фигур. 4. Звонок другу Коню (диалог). Ход одной из белых фигур. 5. Ход Красной Шапочки. 6. Звонок другу Слону (диалог). Ход белой фигуры. 7. Два хода подряд Красной Шапочки, ее размышления. 8. Встреча с Бабушкой и собственное превращение в Королеву. 10. Решение. 1: e3. 2: ef. 3: Сh5 4: Kc8 (конь покидает доску). 5: Ход Красной шапочки. 6: Звонок другу (диалог), Сe8 (слон также покидает доску). 7: (два хода подряд) f6, f7 8: fgФ Необходимые пояснения: Хобби Короля – печь пирожки, мама Королева живет за страшным волшебным лесом, Король отправляет белую пешку e2 отнести пирожки бабушке. В заколдованном лесу 7 черных драконов, которые во сне извергают пламя (т.е. они не движутся), все поля, которые они контролируют своим огненным дыханием, смертельны для белых фигур, встав на это поле, белая фигура обязана покинуть доску. У Красной Шапочки есть два верных друга: Слон и Конь, которые, выполняя волю Короля, помогают Белой Пешечке выполнить шахматную задачу. Мораль: жизнь пешки передает ее взросление, невзгоды, препятствия, которые встречаются нашим малышам, учит дружить, возможно, жертвовать чем-то ради своих близких, с другой стороны – карьерный рост пешки, достижение ею шахматного Олимпа. Формат работы:
Читатель-родитель может сам решить, только ли о шахматах ведет речь автор. «ШАХМАТЫ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Шахматы –настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах мат, что значит буквально: «шах умер». С древних времен и до наших дней шахматы увлекают людей разного возраста. Современная школа предъявляет к ребенку большие требования. В этой ситуации серьезную помощь ему могут оказать занятия шахматами: в ходе шахматной партии он учится самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях, видеть особенности позиций, правильно их оценивать, четко рассчитывать возможные продолжения и выбирать одно, наилучшее. Игровая деятельность детей существенно влияет на формирование психических процессов, особенно внимания и памяти. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет понять точку зрения другого человека, предвосхитить его поведение, а значит строить на этой основе свою модель поведения. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества. Занятие шахматами обеспечивает условия для организации активного, содержательного досуга, самосовершенствования личности, формирования здорового образа жизни, творческого развития и профессионального самоопределения; способствует развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств, достижению спортивных успехов, содействует взаимопониманию между различными национальными, религиозными и социальными группами. Открыв сайт СДЮСШОР №9 по шахматам и шашкам (ул. Васенко, 100), молодые родители увидят картину, прилагаемую ниже. Простым кликом можно узнать календарный план шахматных баталий. И последнее: родители должны ответить на простой вопрос – нужны ли им и стране высокообразованные и культурные люди? Если вы решительно отвечаете да, смело ведите ребенка в шахматы. Если же у вас есть сомнения, оставьте ребенка и шахматы в покое. «Меньше знаешь – крепче спишь». Автор: Шурунов Сергей Владимирович, преподаватель по шахматам Центра развития "АнтОльчик", эксперт Современного портала для родителей "ChelDeti"
Тренер-преподаватель высшей категории СДЮСШОР по шахматам и шашкам г. Челябинска, кандидат в мастера спорта по шахматам. Педагогический стаж – более 30 лет. Воспитал чемпиона Европы, чемпиона России, чемпионов Уральского Федерального округа, чемпионов и призеров Челябинской области и г. Челябинска по шахматам; Воспитал более десяти шахматистов первого разряда, в том числе самого юного перворазрядника г. Челябинска 2011г. семилетнего Кормишкина Ивана и самого юного перворазрядника России 2005 г. пятилетнего Шурунова Андрея. Другие статьи раздела:
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: |